Чтобы веревочка не вилась, ее обрезают

О такой напасти, как поборы со стороны многочисленных законных и незаконных «надзирателей», предприниматели на днях вновь говорили на встрече с главой государства.
О такой напасти, как поборы со стороны многочисленных законных и незаконных «надзирателей», предприниматели на днях вновь говорили на встрече с главой государства. Реальна ли борьба с этим явлением? Утвердительный ответ дают и решение одной из коллегий налогового ведомства, и долго тянувшееся уголовное дело, которое все же недавно получило завершение: приговор начал исполняться. Оговорюсь сразу: об этом деле уже писали, суть не в нем, а в его типичности и «привычности». Клавдия Ивченкова работала начальником отдела налогообложения физических лиц ИГНК по г.Светлогорску, а затем – начальником отдела налогообложения предпринимательской деятельности этой же инспекции. Она не раз принимала от индивидуальных предпринимателей О.Савельева и В.Черникова материальные ценности – продукты питания, спиртное и деньги. Это было «расчетом» за благоприятное решение вопросов. Не раз начальница отдела, проверяя торговые точки, изымала товар под предлогом нарушений законодательства, а затем возвращала его за вознаграждение. Не составляя акты проверок, никого не наказывая. Брала по мелочи, но часто. Как на работе, так и дома. Всего от Савельева и Черникова г-жа Ивченкова приняла ценностей на сумму около 780 тысяч белорусских рублей (или на то время на 117 минимальных зарплат). Мелкие подношения? Но они, повторяясь десятки раз, подтверждали состав преступления: «принятие должностным лицом материальных ценностей, предоставляемых ему исключительно в связи с занимаемым служебным положением, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, за выполнение либо невыполнение действий, которые… следовало совершить в силу служебных обязанностей». В статье 430 Уголовного кодекса это определяется кратко – взятка. Дело долго не рассматривалось судом: проводились экспертизы, болела обвиняемая… И все же в 2004 году был вынесен приговор суда Светлогорского района – 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, конфискация определенной суммы денег, лишение права занимать должности. По амнистии было дано частичное освобождение от наказания сроком на год. Нынче оно истекло... То есть за поборы с предпринимателей все-таки последовало конкретное возмездие. Налоговые органы систематически избавляются от нечистых на руку работников, которые делают контроль за работой предприятий способом «кормления». Этот частный случай доказывает, что проверки должны координироваться, доводиться до конца и иметь отраженные в документах результаты. Тогда и почвы для варианта — «разбежимся тихо, по-хорошему» не останется. На необходимость такого подхода указывалось и при проверке налоговых органов Комитетом госконтроля, а затем и при рассмотрении координационных мер Министерства по налогам и сборам (МНС) на республиканском cовете по координации контрольной деятельности. Как сообщил в КГК об исполнении решений совета заместитель министра Василий Каменко, МНС довело до своих инспекций письмо с поручениями. В том числе плановые комплексные проверки проводить после их включения в координационный план, минимизировать внеплановые комплексные выездные проверки. Для этого более эффективной и качественной должна быть подготовка. Так, инспекции по Минску в координационный план на первое полугодие включили проверки 1006 частных налогоплательщиков. Скоординированы ведомственные ревизии 64 государственных организаций. Таким образом, минские налоговики примут участие в 72 процентах проверок из числа включенных в план по столице. В МНС весьма самокритично и принципиально рассмотрели результаты проверки госконтролем министерства и его территориальных органов. К дисциплинарной и материальной ответственности привлечены свыше 200 налоговиков всех уровней. Помимо плана платежей в бюджет и снижения задолженности, не остались без внимания факты и тенденции, которые создают условия для таких случаев, как в Светлогорске. Скажем, выявлены грубые нарушения при приеме на работу в инспекциях МНС по Гродненской и Брестской областях. Не обеспечивалась периодичность проверок плательщиков, предусмотренная своей же ведомственной инструкцией. Комплексные выездные проверки не проводились свыше 5 лет в 41860 субъектах предпринимательства (а это 9 процентов всех налогоплательщиков). Не менее многочисленны и те, к кому не заглядывали по 2—3 года. Может, и хорошо, и кого-то не стоит часто тревожить, но ведь при этом за последние 2 года налоговые органы провели по 2 и более комплексные проверки в 554 субъектах предпринимательства. А вот турфирмы, транспортные предприятия и занятых недвижимостью почему-то проверяли лишь по заданиям из министерства. Если закон и нормативный ведомственный акт нарушены, предприятие или предприниматель могут искать правду в хозяйственных судах. В 2003 году там были удовлетворены полностью 29 процентов, а частично – 9 процентов исков к налоговым инспекциям, в 2004 году – уже 15,3 и 15,9 процента соответственно. То есть качественный рост есть. Ну а если проверяющий использует службу для личного обогащения и делает эту практику систематическим источником доходов… Тут уже есть иные адреса обращений, прежде всего правоохранительные и контрольные органы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter