В прошлом году в результате банкротств туроператоров в России пострадали почти 150 тыс. человек

Чтобы вас не послали куда подальше

В прошлом году в результате банкротств туроператоров в России пострадали почти 150 тыс. человек. В преддверии нынешнего отпускного сезона выясняется: туристы снова не застрахованы от аналогичных рисков, пишет «Собеседник».

Фиктивные гарантии

Прошлый год оказался незабываемым и для отрасли, и для туристов. С российского рынка ушли 26 крупных туроператоров, большинство – со скандалами. Тысячи клиентов просто не смогли выехать на оплаченный отдых, кому-то «повезло» улететь и «загорать» на улице – без брони отеля и обратных билетов. Но, несмотря на прошлогодний коллапс рынка и нынешние курсы валют, россияне снова посматривают в сторону заграничных курортов. Тем более что в Ростуризме заверяют, что прошлогодняя волна банкротств не повторится. Эксперты же считают, что давать такие обещания преждевременно.

На днях один из туроператоров – питерская компания «Роял Израиль» – уже заявил, что не может выполнить обязательства перед клиентами, купившими путевки в Израиль. Правда, речь идет лишь о 40–50 туристах и они получат страховые выплаты, но такое начало сезона не обнадеживает.

Формально каждый организованный турист в России вроде бы финансово защищен. Компании по выездному туризму обязаны страховать свою ответственность: при выручке до 250 млн. – на 30 млн. руб., свыше этого – на 12% от прибыли. Однако из 140 тыс. пострадавших туристов в прошлом году полную компенсацию ущерба получили немногие. Гарантий в 30 млн. на всех, как правило, не хватает. Хотя, например, турфирма «Нева» была застрахована на рекордную сумму в 450 млн. рублей, но ее клиентам это тоже не помогло. «Неву», как и нескольких разорившихся тур-операторов, страховала малоизвестная СК «Восхождение», которая в нужный момент сама оказалась банкротом. Почти 8,5 тыс. туристов до сих пор ждут от СК компенсаций на 650 млн. руб. И в этом году практика такого фиктивного страхования, похоже, будет продолжена.

– Серьезные СК теперь просто не хотят страховать турбизнес, в нынешней ситуации это многомиллиардные риски, – говорит первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. – Туроператоры вынуждены обращаться к малонадежным страховщикам.

Новое восхождение

От прошлогоднего коллапса российские страховщики потеряли почти 4,5 млрд. рублей и в этом году прямо попросили туроператоров на них не рассчитывать. К началу февраля 70% компаний не могли заключить страховые договоры и даже собирались митинговать по этому поводу. Но в итоге, по оценкам экспертов, к апрелю около 30% участников просто тихо ушли с рынка, в том числе за неимением фингарантий. А еще 25–30% за неимением выбора застраховались «с риском» – для себя и туристов.

К примеру, 15% рынка (почти 150 компаний) застраховал «собрат» «Восхождения» – компания «Лойд-Сити». Она также не входит в отраслевой союз и при капитале в 150 млн. руб. набрала фингарантий на 4,5 млрд. Притом что еще с октября в арбитраже рассматривается иск о признании «Лойд-Сити» банкротом, а с февраля суд ввел в компанию временного управляющего, который уже сейчас не уверен в «наличии финансовой возможности для выплат» туристам.

По поводу этой и еще двух подозрительных компаний Рос-туризм даже отправил запрос в Центробанк. Однако регулятор ответил, что формально «Лойд-Сити» может продолжать деятельность (по другим ответа пока нет).

– ЦБ не дает механизмов, как отделить надежные компании от ненадежных. Формально они все имеют лицензии, все могут работать, – говорит Владимир Канторович. – А на практике на рынке сейчас осталось лишь 3–4 надежных СК, во всех остальных нельзя быть уверенными.

Их надежность выяснится лишь в час икс. А туроператоры уверяют, что банкротиться не собираются, так что и страхование, мол, не пригодится. Действительно, что может быть надежнее традиционного авось.

– Правда, я тоже думаю, что обвал прошлого года не повторится, – утешает глава Клуба защиты прав туриста Дмитрий Давыденко. – С рынка и так ушли около половины туроператоров, остались сильнейшие игроки, сейчас 90% рынка контролируется семью компаниями. Если не случится резких внешних перемен, скачков валют – банкротств не будет. Но кто даст гарантию, что именно так и произойдет?

Лиана Налбандян.

А как у нас?


Еще в феврале при раннем бронировании турецкого отеля сотрудница белорусской турфирмы дружески предложила поискать тур не от российского, а от отечественного туроператора. Мол, так и нам, и вам будет спокойнее. Цена с вылетом из Минска оказалась та же. «В этом году уже были случаи, когда российские граждане обращались в наши компании с просьбой организовать их поездки», — удивляет директор белорусского Республиканского союза туристических организаций Валентин Цехмейстер. Это говорит о том, что они пользуются авторитетом. Безусловно, туризм подвержен тем же кризисным явлениям, что и вся экономика. Однако грядущий сезон белорусские туркомпании воспринимают со сдержанным оптимизмом, предполагая, что наш турист, имея накопления за предыдущий год, на отдых все же поедет. Возможно, кто–то умерит амбиции и предпочтет не пятизвездочный отель, а более бюджетный вариант.

По мнению Валентина Цехмейстера, работа белорусских тур-операторов сегодня идет более стабильно из–за того, что нас не коснулись банкротства и кризисные явления, которые происходили в прошлом году на российском рынке: «Да, у нас нет таких механизмов, как, например, требование российского законодательства для осуществления туризма страховать деятельность тур-операторов. Но у нас нет и построения бизнеса, туристических структур по принципу финансовых пирамид, как это часто происходит в России: создается компания, при ней — страховая компания, при ней — банк, и, когда они лопаются, банкротом становится вся пирамида, а потребитель оказывается незащищенным. Вот почему туроператоры там и создали «Турпомощь» — они делают в этот фонд отчисления и формируют подушку безопасности на случай банкротства, то есть консолидированно несут ответственность. Но в этом году были сообщения, что около тысячи туроператоров исключены из «Турпомощи» за то, что не проплатили свои взносы...»

Туристам директор Республиканского союза туристических организаций советует ориентироваться в первую очередь на давно работающие и хорошо зарекомендовавшие себя турфирмы. Однако и самим плошать не стоит. «Туризм — это вид деятельности, в котором всегда есть подводная часть айсберга и досконально все предусмотреть невозможно, — считает Цехмейстер. — Наши фирмы, работающие как турагенты с российскими, выбирают стабильных партнеров, но посмотрите — в прошлом году среди банкротов оказались и авторитетные компании. И главная рекомендация сегодня для потребителя — застраховать свою поездку самостоятельно. И от невыезда — если вам, скажем, не откроют визу, тогда вы вернете деньги, и на предмет болезни или несчастного случая, а то и всю поездку целиком. В пакет страховка входит, но при наступлении страхового случая порой выясняется, что сумма ее минимальна, ее не хватает. Экономить на этом не стоит. Ведь бывает элементарная вещь — человек на отдыхе ломает руку при игре в волейбол. А в результате получается, что это не подлежит возмещению, так как не указано, что он будет заниматься активным отдыхом, предполагалось — только пассивным». Что касается выгод покупки тура именно от российского туроператора, то надо понимать: не всегда лучше то, что дешевле. Получив свой турпакет через фирму–партнера или непосредственно на стойке регистрации в аэропорту, можно выбрать рисковый вариант возвращения на родину.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 78 (24708). Суббота, 25 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter