«Чтобы разгрузить склады, надо научиться чинить обувь…»

Эксперт: Посредники не должны бояться причисления к спекулянтам

Склад – самый загадочный объект. Без него не может обойтись ни один производитель. В первую очередь — потребительских товаров. Никому в мире еще не удалось создать систему, при которой товар с конвейера сразу отправлялся бы на прилавки магазинов. Словом, запас готовой продукции необходим любому предприятию; другой вопрос, что эти товарные накопления не должны превращаться в обузу для предприятия. О проблеме оптимизации складских запасов рассказал заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства при Президенте Беларуси Мечислав Витковский.

— Мечислав Станиславович, какой вклад вносит белорусское бизнес-сообщество в решение проблемы разгрузки складов?

— Нынче много говорят про кризис, падение спроса на внутреннем и внешнем рынках, проблемы с платежеспособностью некоторых предприятий… Можно долго анализировать причины возникновения глобального финансового коллапса, искать экономические, философские или моральные причины его возникновения, но это удел профессионалов. Руководители предприятий должны решать более приземленную проблему: как «вписаться» со своим производством и продукцией в новые экономические реалии. Еще в начале прошлого года многие мировые товарные рынки росли, по некоторым позициям производственные мощности не поспевали за спросом. Поэтому производители, в том числе и иностранные, основную ставку делали на наращивание «станочной» мощи, увеличение производительности. Сейчас на первый план выходит проблема реализации товара. И главная цель белорусской промышленности – найти новые подходы и технологии продвижения отечественной продукции за рубежом. Надо отметить: немало отечественных предпринимателей обладает практическим опытом выстраивания эффективной маркетинговой и дистрибьюторской деятельности на территории иностранных государств. Успешно работает на внешних рынках компания «Милавица», серьезную долю российского рынка в сегменте рыбных пресервов занимает СП «Санта-Бремор»…

В сложившейся ситуации представители бизнеса готовы помочь своими профессиональными знаниями, опытом в продвижении продукции. Поэтому, когда в августе этого года по распоряжению премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского создавалась рабочая группа для оперативного анализа ситуации со складскими запасами и выработки мер по их сокращению, меня включили в ее состав от Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь. Первый месяц работы группы показал: для «опустошения» складов необходимо постоянное совершенствование форм и методов государственного регулирования и контроля экономической деятельности, в том числе и предпринимательской, выработка системы стимулов для продвижения отечественных товаров на потребительских рынках малым бизнесом. 

— Какие законодательные и организационные меры необходимо предпринять, чтобы увеличить сбыт продукции белорусских предприятий?

— В этом направлении государством уже принят ряд радикальных решений. Для индивидуальных предпринимателей — экспортеров отечественных товаров созданы практически эксклюзивные условия. Подписанный 25 сентября главой государства Указ № 477 освободил от всех налогов ИП, которые осуществляют поставки за рубеж – теперь они платят только фиксированный торговый сбор. Действует ряд преференций по осуществлению грузовых перевозок, в сфере валютного регулирования и контроля…

Рабочая группа активно трудится над формированием инфраструктуры. В октябре на территории Минского оптового рынка открылась новая торговая площадка, на которой разместились 12 предприятий Беллег­прома, причем для мелкооптовых покупателей действует принцип «одного окна»: на территории работают представитель Белорусской торгово-промышленной палаты, который оперативно оформляет сертификаты страны происхождения, сотрудники таможни, есть расчетно-кассовый центр… Словом, можно оперативно оформить все документы, необходимые для экспорта. Аналогичные площадки создаются в областных городах. Они рассчитаны на снабжение товаром не только отечественных бизнесменов, но также субъектов малого предпринимательства стран-соседок: Украины, России, Литвы, Латвии, Польши.

— Сделано вроде бы немало. Но до полной разгрузки складов еще далеко…

— Но, тем не менее, за сентябрь—начало октября доля малых предприятий в реализации отечественной продукции выросла с 3 % почти до 8 %. Значит, работаем в правильном направлении. Но необходимо понимать: еще многое предстоит сделать для организации стабильной реализации отечественной продукции. В том числе и на экспорт. Требуются и немалые финансовые вливания. Года 2—3 назад мне довелось беседовать с представителем МВФ, который несколько недель жил в Беларуси. И он сделал интересный вывод: наши товары не всегда продаются за рубежом не потому, что они плохие или уж слишком дорогие, – слабо развита инфраструктура для бизнеса. Во время командировки в Минск у иностранца возникла необходимость напечатать визитки и починить обувь. И сервисом ни мастерских, ни отечественной полиграфии он не был впечатлен. Кажется, что это мелочи, но они влияют на восприятие страны, на преодоление мелких проблем у бизнеса уходят драгоценные силы и время. Еще далеко не все вопросы решены в области законодательства и финансовой системы. Если бы нормативно-правовая база являлась примером совершенства, договоров с теми же предприятиями Беллегпрома, разместившимися на Минском оптовом рынке, заключалось бы намного больше.

Приведу один пример. Не так давно возникла идея: переключить индивидуальных предпринимателей на реализацию качественного импорта. Крупные компании заключают прямые договора с известными турецкими производителями текстиля, поставляют его большими партиями в республику, организуют 2—3 вместительных склада, на которых мелкие реализаторы и приобретают товар, а не ездят за ширпотребом на закрытый ныне Черкизовский рынок. Отличный проект, все довольны: ИП получают качественное обслуживание, государство повышает прозрачность внешнеторговых сделок, потребитель – более качественный товар… Но когда дело перешло от теории к практике, оказалось, что отечественное законодательное поле еще не готово к реализации таких коммерческих задумок. Поэтому работа по совершенствованию нормативно-правовой базы предстоит большая. Скажем, что еще не окончательно сложилась юридическая дефиниция термина «посредник». В конце 90-х с ними активно боролись на законодательном уровне. Действительно, на рынке работало немало посредников, но так получилось, что тогда всех смели в одну кучу: и откровенных спекулянтов, и добросовестных поставщиков, которые своей работой действительно создают добавленную стоимость.

Сегодня у многих бизнесменов возникает вопрос: если они займутся поиском покупателей и реализацией небольших партий белорусской техники на экспорт, то спустя некоторое время не сочтут ли контролирующие органы их деятельность не совсем правильной? Ведь аналогичные проблемы уже возникали ранее. На мой взгляд, необходимо четко прописать правила игры в этом вопросе: какая деятельность фактически является спекуляцией, а какая – продвижением товара с получением законно заработанной прибыли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter