Чтобы прошлое не повторилось…

Стала известна судьба еще 120 солдат войны, считавшихся пропавшими

В прошедшие выходные по инициативе сотрудников Комитета государственной безопасности Беларуси в Минский облисполком пригласили свыше двухсот жителей области — родственников советских военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны в фашистском плену. Долгое время эти люди ничего не знали о судьбе своих близких, считавшихся пропавшими без вести. И вот спустя 65 лет после освобождения Беларуси история жизни и смерти еще 120 солдат прояснилась.

Во время встречи белорусские чекисты передали родственникам погибших копии архивных документов с информацией о дате смерти и местах захоронений их родных и близких. Это не первая подобного рода акция. В 2006-м и 2008 годах подобного рода мероприятия проводились в Могилевской и Витебской областях.

…Ева Литошко из деревни Дубиловка Любанского района много лет хотела узнать правду о своем пропавшем отце Николае Нихайчике. Еве было одиннадцать лет, когда отца по первой мобилизации призвали в армию. Остались мать и трое детей.

В период оккупации партизаны предупредили селян, что в деревню идут фашисты, и предложили срочно прятаться в лесу. В феврале Ева с матерью и другими жителями деревни бежали в лес. Было очень холодно и голодно. Спустя сутки мать решила вернуться домой, чтобы разведать обстановку и хоть что-то прихватить из съестных припасов и теплых вещей. В лес к детям она больше не вернулась: расстреляли фашисты.

После войны младших забрали в детдом. А Еве в 13 лет пришлось выживать самостоятельно. В 18 вышла замуж за бывшего фронтовика. Родила пятерых детей. Сегодня у нее 12 внуков и пять правнуков.

Сколько себя помнит, круглая сирота всегда мечтала о большой и дружной семье, уюте в доме и о том, чтобы хоть когда-нибудь съездить на могилу отца, поклониться и рассказать о своей судьбе и потомках его рода...

У сестер Любови Мазепиной из поселка Ждановичи и Нины Кривец из Молодечно отца призвали в армию на второй день войны, и больше его уже дети никогда не видели. Любовь родилась в 1935 году, но говорит, что родителя помнит смутно. А в памяти младшей сестренки отцовский образ вообще потерялся.

Об отце в свое время рассказал один из его сослуживцев. Вместе в августе 1941 года попали в плен. Потом их отца, хорошего плотника, увел с собой немецкий офицер. В сентябре 1942 года Федора Артемьевича Трупкина похоронили в Германии. Дети столько лет искали его следы, хотя бы могилку…

Глядя на этих чрезвычайно взволнованных людей, понимаешь, насколько важно для них знать, что не пропали их близкие, а пожертвовали собой ради светлого будущего своих потомков.

Установлением судьбы пропавших солдат достаточно плодотворно на протяжении последних десяти лет занимаются сотрудники Комитета госбезопасности, пояснил руководитель этого ведомства генерал-лейтенант Вадим Зайцев. Поиск ведется как на основе изучения архивных документов, так и опросов поисковыми отрядами, в том числе и с подключением различных немецких общественных организаций.

Еще в апреле 2002 года был подписан договор между Комитетом госбезопасности и Объединением «Саксонские мемориалы» о совместном изучении архивных документов периода Второй мировой войны. В результате Беларусь стала полноправным участником международного исследовательского проекта по установлению судеб военнопленных и мест их захоронений. За это время белорусские исследователи обработали более 20 тысяч архивных мате-риалов.

К очередной встрече с жителями столичной области сотрудники центрального архива КГБ и немецкие исследователи собрали сведения о более чем 3 тысячах погибших в плену советских военнослужащих – уроженцах Минска и Минской области. После опубликования в СМИ списков военнопленных в центральный архив КГБ обратилось более 200 жителей республики, которые после долгих лет безызвестности впервые смогли узнать, по крайней мере, дату гибели и место захоронения своих родных.

На встрече, помимо руководителя Миноблисполкома Леонида Крупца и председателя Комитета госбезопасности Вадима Зайцева, присутствовали посол Германии в Беларуси Герхардт Вайс, представители немецких общественных организаций, в том числе директор объединения «Саксонские мемориалы» доктор Клаус-Дитер Мюллер.

Немцы признают преступность того режима, который принес столько горя белорусам и другим людям и, по словам господина Вайса, также искренне желают, чтобы прошлое никогда больше не повторилось.

— Это дело не только отдельной семьи, но и наших государств, — отметил доктор Клаус-Дитер Мюллер. – Германия надеется, что наступила новая эра в отношениях между нашими странами и народами. Не имея возможности изменить прошлое, мы делаем все, что можем, для будущего, — подчеркнул он.

К слову, немецкий посол пообещал содействие и помощь в оформлении поездки в Германию всем нашим соотечественникам, чьи родственники захоронены на территории Германии.

На снимке: беседа родственников солдата, не вернувшегося с войны, с немецким послом.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter