Чтобы печь хлеб,нужна душа Так считает коллектив Мстиславского хлебозавода

В конце года мстиславские хлебопеки отпразднуют полувековой юбилей своего предприятия. Казалось бы, ничего примечательного в этом нет: в республике найдется немало заводов и постарше. Но Мстиславский хлебозавод в своем роде уникален. Во-первых, тем, что в течение полувека им руководило только два (!) директора. Первый, Макс Исаакович Гибхин, руководил коллективом более 40 лет. Нынешний, Владимир Григорьевич Телепнев, вот уже 8 лет у руля. Во-вторых, несмотря на провинциальность, в Мстиславле всегда пекли самый вкусный хлеб на Могилевщине. И это мнение не только потребителей, но и специалистов-профессионалов. А подтверждением тому — множество дипломов и свидетельств качества. Третья особенность завода — он один из двух в системе Хлебпрома республики, который наряду с хлебобулочными изделиями выпускает и вина. Мстиславский хлебозавод приобретает все новые черты современного предприятия. Об этих преобразованиях, а также о жизни и труде коллектива — наш рассказ.
“Наши достижения —на прилавках”, — утверждает директор предприятия Владимир ТЕЛЕПНЕВ

— Вы говорите о главном достижении коллектива? — переспрашивает Владимир Григорьевич. — Оно в том, что в Мстиславском районе нет и не бывает недостатка в хлебе, булочных изделиях, различных кондитерских вкусностях. Это же и главная задача завода. А еще в том, что небольшой коллектив в 160 человек трудится добросовестно, дружно, результативно. Не стану конкретизировать процесс его формирования. Но на одном аспекте все же сделаю акцент. Завод даже в самые трудные времена не порывал связей со своими ветеранами, теми, кто отдал ему десятилетия своего труда, опыт и мастерство. Наверное, поэтому коллектив не знает, что такое текучесть кадров. Конечно, это совсем не значит, что никто не уходит и никто не приходит. Случаются и так называемые временщики. Но с хлебом нельзя работать без души, только по обязанности. Да и сама атмосфера коллектива такова, что “чужак” сразу почувствует несовместимость.
А ветеранам мы помогаем всегда. И не только в ведении их хозяйств — доставкой дров на зиму или обработкой приусадебных участков. Они — постоянные гости на торжественных мероприятиях, надежные советчики при решении производственных проблем и незаменимые наставники молодежи. Вот такой симбиоз опыта и молодости приносит желаемые результаты. Скажем, мастер-пекарь Елена Владимировна Семенькова уже более тридцати лет на заводе. Такой же трудовой стаж и у кладовщицы склада готовой продукции Аллы Львовны Чемодановой, других работников. В то же время сейчас у нас трудятся 24 работника и работницы, чей возраст не превышает 30 лет, 35 человек — в возрасте до 40 лет.
Значительно повысился и образовательный уровень членов коллектива. 12 из них получили высшее образование, 20 имеют среднее специальное, 24 — профессионально-техническое. Это те труженики, с которыми завод связывает свое будущее.

“Передаем светлые мысли”, — утверждает старший мастер Наталья ЛОКУН


— Вот уж десять лет, как тружусь на предприятии. Пришла сюда совершенно из другой сферы деятельности. И не перестаю удивляться отношению к своему профессиональному делу ветеранов нашего коллектива. От них многому научилась.
Подчас наблюдаю за работой тестомеса Николая Афанасьевича Степченкова. Готовя тесто, он чувствует его и без всякой лаборатории, просто кожей пальцев может безошибочно определить процент его влажности. А попробовав на вкус, и в кислотности не ошибется.
А укладчик готовой продукции Сергей Алексеевич Чехленков! Казалось бы, какая такая премудрость нужна, чтобы уложить готовый хлеб в лотки. Но так, как уложит он, не сможет никто. Прямо какое-то произведение искусства получается! Поэтому тех, кто приходит на работу в цех, веду к Сергею Алексеевичу, чтобы посмотрели, почувствовали отношение человека к своему делу. И знаете, впечатляет!
Считают, что незаменимых людей нет. Но вот мастеру цеха Елене Владимировне Семеньковой до пенсионного возраста остался всего год. И не только мне, но и многим на предприятии трудно представить, как можно работать без нее.
К чему все это говорю? А чтобы еще раз подтвердить истину: изготовление хлеба требует души. Ему через незримые каналы передается частица светлых мыслей и помыслов, доброты и теплоты. Тогда он получается по-настоящему вкусным. Именно такое качество необходимо хлебу, учитывая его нынешнее разнообразие. В сутки цех выпускает 12 — 13 наименований хлебов. Есть у нас и фирменный, разработанный заводскими специалистами, — “Мстиславский”. Но он из разряда недешевых. А из массовых наиболее популярный у потребителей хлеб “Гасцiнец”, потому что не чисто ржаной, с пониженной кислотностью. Достойно конкурирует и заварной хлеб “Вязынский”. В него входят квасные сусла, корочка посыпается тмином.
Расширенный ассортимент — не дань моде. Выпуск нашей продукции строго согласуется с заявками предприятий торговли, которые ее реализуют. А их много. Достаточно сказать, что помимо магазинов райпо изделия завода берут 22 торговые точки индивидуальных предпринимателей. Естественно, берут столько, сколько смогут реализовать. Однако такая взаимосвязь с потребительским рынком предприятию не в тягость. Главное, что гости из близлежащих районов России, приезжая в Мстиславль, обязательно везут к себе домой продукцию наших хлебопеков.

“Без техперевооружения не обойтись”, — уверен главный инженер завода Владимир ГРИГОРЬЕВ

— Никого не надо убеждать в том, что несколько лет назад многие предприятия, особенно мелкие, переживали нелегкие времена. Оборудование устарело, износилось, а требования к качеству продукции все возрастали. Для технического перевооружения не находилось оборотных средств.
Нечто подобное наблюдалось и на нашем заводе лет семь назад. Но у директора Владимира Телепнева было понимание необходимости изменить ситуацию и имелись уже некоторые планы. Будучи человеком сугубо техническим, я не вникал в тонкости технологии. Однако и без того было очевидно, что старые печи, потребляя много энергии, отдачу давали слабую. На заводе числилось всего 3 автомобиля. Готовую продукцию развозили по магазинам другие транспортные организации, муку — главный сырьевой компонент производства — тоже доставляли климовичские транспортники. И это требовало немалых средств.
Поставить завод “на колеса” помогла конверсия. Армия, сокращаясь, распродавала лишнее имущество. Вот и приобрели мы сразу несколько автомашин, переоборудовав их согласно производственным потребностям. А появился автопарк — тут уж хочешь не хочешь, а строй склад ГСМ и заправку. И теперь 22 фирменных фургона можно встретить на мстиславских дорогах. Приобрели, правда, не совсем исправный муковоз. Но его наши заводские умельцы восстановили, сняв проблему доставки муки.
Второй “болячкой” считалась котельная. Старые котлы, работая на дорогостоящем печном топливе, “сжигали” ощутимую копеечку из заводского кармана и не давали необходимой отдачи. Да и порядка, который требуется на таком производстве, как наше, они не добавляли. Поэтому шесть лет назад заказали документацию по переводу всего отопительного и печного хозяйства на газ. А под это закупили новые современные котлы, новую менее энергоемкую печь. Предназначалась она для выпечки формового хлеба. Поэтому заводским умельцам, в частности газоэлектросварщику Владимиру Рябцеву и токарю Иванченко, пришлось потрудиться, чтобы реконструировать ее под выпечку булочных изделий. Изменили даже конструкцию. Да так удачно, что с завода-производителя приезжали спецы, чтобы внедрить такое у себя.
Приведя в порядок энергетическое сердце предприятия, принялись и за производства. Для винного цеха, оборудование которого находилось в плачевном состоянии, закупили два пресса, две дробилки, линию для мойки тары, установили емкости для хранения соков, других винных ингредиентов.
Улучшая условия труда тестомесов, переставили некоторые агрегаты на этом участке. Сделали камеру хранения готовой продукции. Замечу, что все происходило без остановки производства.
Есть и другая особенность нашего перевооружения. Оно проводилось практически собственными силами. И тут надо отдать должное заводским умельцам, настоящим профессионалам. Таким, как братья Бизюковы. Николай Пантелеевич и Виктор Пантелеевич не один десяток лет на предприятии, здесь каждый винтик им знаком. Поэтому и доверяют им самые сложные дела.
Наряду с основными участками немалая нагрузка легла и на подсобные. Скажем, столярное подразделение обеспечивало и обеспечивает своими материалами и изделиями все потребности завода. И это, опять же, не копейка на сторону, а экономия. Так вот и получилось: теперь приятно пройтись по заводским цехам и участкам, дворовая территория глаз радует — цветы, деревья, всегда чистый асфальт.

“Нынешние преобразования беспрецедентны”, — отмечает главный экономист Людмила ВОЙТЕХОВИЧ


— И этому есть простое объяснение: застой равносилен развалу. Вспоминается, когда пришла на завод, его и заводом-то трудно было назвать. Больше пекарней величали. Ведь до 1972 года здесь выпускали только хлебобулочные изделия и безалкогольные напитки. Это уже потом появились кондитерский и винный цеха. И преобладал ручной труд. Насколько он был напряженным, можно судить по тому, что работали в три смены и выпекали в сутки несколько тонн хлеба. Благо, стоил он копейки и уходил в основном в кормушки домашних животных.
Сейчас поняли настоящую цену хлебу. Изменилось и отношение к нему. В месяц нашим потребителям хватает 190 тонн различных хлебобулочных изделий. Столько и выпускаем. Зато в каком разнообразии! Только нынче производили 86 наименований хлеба и булок, 78 наименований кондитерской продукции и 6 — вина. Из всего этого объема 11 новых видов хлебов и 10 — кондитерских сладостей. Идя навстречу потребителям, постоянно изменяем и весовые кондиции наших булочных изделий, выпуская булочки в ассортименте от 50 до 200 граммов весом. Появились и два новых сорта вина: “Тайфун” и “Лабиринт”. Кстати, предприятию приходится заниматься и так называемым первичным виноделием, поскольку наши вина изготавливаются с использованием только натуральных компонентов.
Изменения коснулись не только ассортиментной составляющей производства. Изменились сами подходы к выпуску продукции и ее реализации. Сейчас завод открыл 6 фирменных торговых точек: 4 магазина и 2 буфета. Естественно, в них весь перечень продукции по ценам, которые более приемлемы для потребителя. И таким образом ежемесячно через собственную торговую сеть реализуется до 21 тонны хлеба и сдобы, а также до 2 тонн кондитерских изделий.


рецепт Хлеб “Мстиславский”
Отличается от других сортов хлеба пропорциональностью ингредиентов (соотношением количества муки ржаной, пшеничной, ее сортностью). И еще один секрет: пряности, в частности тмин, не смешиваются с тестом.
Ими посыпают поверхность каждого изделия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter