Как получить место в студенческом общежитии

Чтобы общага стала домом

Пока одни усиленно готовятся к ЦТ и экзаменам и думают, как наставить побольше крестиков в нужных клеточках, мы изучили жилищный вопрос для студентов самых востребованных на сегодня профессий – педагогов и медработников. Штудировать его нужно не после поступления, а уже сейчас, потому что большинство из вас поступят и приедут с чемоданами и закатками в Минск. Что сложнее: получить место в общежитии или потерять его? Как формируются списки? Сколько платят за проживание и нужно ли делать ремонт за свой счет. Об этом лучше знают в университетских профкомах.



Что для новенького?

Абитуриентам Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка париться особо не придется. Заселяют здесь практически всех, уверяет председатель первичной профсоюзной организации Ольга Дымкова:

Ольга Дымкова– Уже много лет сто процентов первокурсников обеспечиваем жильем. Так им проще влиться в университетскую жизнь, а нам отследить, какая помощь им нужна. Всего в общежитиях проживают более 90 процентов нуждающихся всех 11 факультетов. С марта жилищно-бытовые комиссии, которые возглавляют деканы, напоминают студентам, какие нужны документы. К маю готовы личные дела и списки на следующий учебный год.

Тем, кто пролетел с общагой, в педуниверситете подыскивают альтернативу: помогают снять квартиру или комнату. В августе в профкоме работает горячая линия для студентов и их родителей.

В Белорусском государственном медицинском университете приоритет отдают старшекурсникам, рассказывает председатель профсоюзной первички Андрей Гиндюк:

– Политика такова: чем старше курс, тем больше шансов получить место. Учитываем успеваемость, участие в общественной и научной жизни вуза, спортивные достижения. Новички, приезжая в университет, пишут заявление. В начале сентября крышу над головой не получили только пять процентов нуждающихся. Для них мы тоже собираем базу адресов комнат и квартир, которые можно снять. Тех, кто не попал в общагу, обязательно пристраиваем на следующем курсе. Но и в течение года есть надежда. Если место освобождается – кто-то уходит в академический отпуск или отчисляется, оно перейдет другому.

Как же распределяются заветные «квадраты» университетского жилья? Вне очереди – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, те, кто проживает в чернобыльской зоне, инвалиды I и II групп, стипендиаты специальных фондов Президента. К первой очереди относятся дети, потерявшие одного из родителей, из многодетных семей, студенты-ино­странцы. Все остальные заселяются на общих основаниях.

Сам себе дизайнер

По сравнению с коммерческим вузовское жилье стоит недорого, и цена зависит от его категории, уточняет Ольга Дымкова:

– За место в общежитии коридорного типа платят около 70 тысяч в месяц, блочного – 140 тысяч, квартирного – 200 тысяч с небольшим.


Хочешь не хочешь, а убирать надо

Делать в комнатах ремонт каждый год никого не заставляют. Многие сами заинтересованы в комфорте, поэтому за свой счет наводят марафет: клеят обои, красят стены, вешают любимые шторы, чтобы чувствовать себя как дома. Некоторым студентам помогают родители, бабушки и дедушки. В местах общего пользования ремонт делается за деньги университета. А порядок должны поддерживать жильцы, уверен Андрей Гиндюк:

Андрей Гиндюк
– В санузлах и на кухнях нужна чистота, за этим следит староста этажа. Приготовили – убрали, это долг каждого. Точно так же с территорией вокруг корпуса. У нас нет обязательных часов отработки за проживание. Но если нужно почистить снег, убрать листья, вопросов не возникает. Студенты просят инвентарь или спрашивают, чем помочь. К примеру, после «Даниэллы» ребята сами справлялись с ее последствиями: возле наших общежитий было проще пройти, чем возле административных зданий. Но я слышал, что в некоторых вузах есть обязательная отработка 40 часов в год. Не думаю, что это правильный подход.

Ольга придерживается такого же мнения:

– Если такое где-то практикуется, студентов должна защищать профсоюзная организация. Принудительный труд запрещен. Все по желанию студента. На педагогов учатся в основном девушки. Парней мало. Стараемся распределить их по всем общежитиям, чтобы помогали друг другу.


Ушел, но обещал вернуться

Год назад немало разговоров велось о так называемом комендантском часе. Студенты многих вузов жаловались, что ночью в общаги не пускают. Министерство образования рекомендовало всем университетам обеспечить круглосуточный доступ в студгородки. А как сейчас?

– Комендантского часа у нас нет, и мне не очень нравится это словосочетание. Что студенты под ним подразумевают? – задается вопросом Андрей Гиндюк. – По правилам дверь запирается с полуночи до 6 утра, но вахтер пускает всех, кто возвращается позже. На улице никто не остается. В то же время ребят просят предупреждать о поздних приходах. Иногда они сопротивляются: «Мы хотим свободы. Когда посчитаем нужным, тогда и вернемся». Но если что-то случается, отвечать нам. Иногда родители звонят с просьбой: «Никуда нашего ребенка не выпускайте, пусть сидит и учится». Мы не за то, чтобы кого-то в чем-то ограничивать, никого насильно в комнатах не запираем, черных списков не составляем. Но должны обеспечить безопасность.


И вечером в общаге дел хватает

В педуниверситете студентам тоже всегда идут навстречу, отмечает Ольга:

– Все, кто работает допоздна, приносят справку. Дежурные об этом знают, проблем нет. Если нужно вечером отлучиться, пре-

дупреждают вахтера. Мы же понимаем: останься студент на улице – попробует проникнуть в корпус другим образом. Например, залезть через окно. А это может привести к печальным последствиям.

Какими бы взрослыми и самостоятельными себя ни считали студенты, за многими нужен глаз да глаз, подмечает Андрей:

– Некоторые приезжают и макарон сварить не могут, питаются всухомятку. Или спрашивают, где купить проездной, как им пользоваться, куда ходит транспорт. Все объясняем и показываем. Забота лишней не бывает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter