Чтобы не потерять свободу...

Чтобы не потерять свободу, в  Сенненской  школе-интернате  учат  ею  пользоваться

Опытные педагоги не без оснований утверждают: для того, чтобы неугомонные детки не доставляли проблем взрослым, нужно занять их головы полезным делом, особенно если ребята — воспитанники интернатов. Именно этим принципом руководствовались сенненские воспитатели, когда шесть лет назад основательно взялись преобразовать базовую школу для детей-сирот и  тех, кто остался без опеки родителей, в среднюю общеобразовательную школу-фабрику. По прошествии времени о результатах говорят цифры: за шесть выпусков лишь один человек оказался на скамье подсудимых.

Почти у 85 процентов воспитанников Сенненской школы-интерната есть родители, как правило, алкоголики и тунеядцы, лишенные родительских прав. Теоретически у этих ребят есть шанс вернуться в родные семьи, но на деле за последние три года лишь четверых забрали собственные мамы и папы.

— Пройдемте по территории школы, — приглашает директор Леонид Козлов. — Раньше здесь, по сути, лес рос, потом привезли добрых 30 прицепов земли, разровняли участок и засеяли травой, положили дорожку, поставили скамейки, сделали беседки, а вот тут у нас — альпийская горка. Все своими руками делали воспитатели вместе с ребятами за деньги, заработанные на полях, в парниках и мастерских. Специфика школы в том, что здесь организованы профессиональная подготовка, производственная деятельность. Работаем над профессиональным самоопределением, и к концу обучения каждый знает, в какое учебное заведение хочет поступить и какую специальность выбрать. Ну а те, кто решает не продолжать образование, трудоустраиваются, ведь вместе с аттестатом об окончании средней школы ребята получают свидетельство о единичной квалификации по специальностям «тракторист», «швея», «столяр», «овощевод».

Поля Сенненской школы-фабрики — это целых 40 гектаров. Выращивают зерновые, картофель, капусту, морковь, свеклу, лук — обо всем заботятся воспитатели и дети, ведь специальных рабочих для этого нет. В рамках программы по подготовке овощеводов установили два парника. Еще в декабре в школьном саду висели антоновки — сад из низкорослых яблонь посадили семь лет назад и урожаи сняли неплохие. Вся продукция идет на продажу и на столы воспитанников.

Вместе с директором и его заместителем по воспитательной работе Евгением Киселевым заходим в мастерскую. Пока девочки 9ў класса учатся швейному делу, мальчики что-то пилят и стругают. С ними занимаются мастера производственного обучения Александр Кисляков и Александр Однорогий. Здесь делают на удивление красивые кровати, журнальные столики, тумбочки, кухонные столы и табуретки. Увидев нас, выключают машины и идут навстречу. О том, чему уже научились, рассказывают со смущенными улыбками, но охотно, производя на меня самое благоприятное впечатление.

Работа в мастерских и на полях не только дает ребятам навыки, которые обязательно пригодятся в будущем, для них это еще и возможность заработать на карманные расходы. Восемь процентов от выручки получают ученики, в летнее время это около 150 тысяч. Солидный довесок к той небольшой сумме в 3600 рублей, которая полагается каждому воспитаннику в месяц.

Стимулируют денежными премиями и лучших учеников: первая стипендия — 30 тысяч в месяц, вторая — 20. Учатся, к слову, дети неплохо. В этом году ребята впервые получили право участвовать в районной олимпиаде.

— В 2008-м выпуск у нас был 24 человека, — рассказывает Евгений Киселев. — Восемь учеников поступили в университеты: трое — в БНТУ, двое — в минский лингвистический, еще трое пошли в витебский педагогический. Пятеро ушли в профессионально-технические училища, а остальные поступили в колледжи, которые дают среднее специальное образование.

Совсем недалеко от школы стоит небольшой домик. Когда-то здесь жили воспитатели, а потом итальянцы из благотворительного фонда предложили открыть в нем молитвенный дом.

— Мы все вместе подумали и решили создать центр социально-бытовой адаптации, где ребята смогут чувствовать себя как дома и увидят пример настоящего жилья, — рассказывает Леонид Козлов. — Логика простая: в современном доме по очереди будут жить ученики выпускного класса, проводить дни рождения, вечерки, праздники. Конечно, это определенный риск оставлять детей одних, но в то же время это ведь одиннадцатиклассники, которые вот-вот покинут стены школы, поэтому мы решили, что нужно научить детей пользоваться свободой, а заодно приучить планировать свой день, самостоятельно готовить себе еду, без надзора взрослых делать уроки. Конечно, мы все контролируем, но издалека. Ребята благодарны за ту независимость, которую мы даем, становятся более дисциплинированными и ответственными.

В домике три комнаты: спальня, зал и кабинет. Практически всю мебель сделали мальчики с воспитателями, постельное белье, покрывала и занавески сшили девочки. Дизайн комнат разрабатывали сами дети, а воплощать в жизнь задумки им помогали белорусские и итальянские волонтеры. На веранде дома проходят занятия кружка пчеловодства, тут же недалеко стоят ульи.

Перед тем, как попрощаться с воспитанниками школы-интерната, заглянула на их выставку. Изделия из дерева, глины, соломки, вышивка — чего здесь только нет! И кажется, что у всех авторов добрые и теплые сердца, которые смогут противостоять всем жизненным невзгодам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter