Чтобы не оказаться в черлидерах.

Вице-премьер Анатолий Тозик предложил меры, которые позволят сэкономить и направить на повышение престижа педагогического труда ресурсы сферы образования.

Многие из этих решений окажутся непопулярными, но других вариантов нет, предупредил заместитель премьер-министра, обращаясь к участникам итоговой коллегии Министерства образования: “Сфера образования в минувшем году работала спокойно и стабильно. Но каждое явление чревато своей противоположностью: мы привыкли к тому, что отраслевая машина движется вперед, и не задумываемся, как сократить расход бензина или высадить ненужных попутчиков”.

Ввести безбумажные технологии

С педагогов надо снять чужие обязанности, педагоги не должны подменять родителей, бороться с пьянством и семейным неблагополучием.
Анатолий Тозик предлагает также освободить учителей от излишнего документооборота. По его мнению, две трети отчетов, составляемых школой в течение года, никому не нужны. Причем странная закономерность: по мере активизации разговоров о дебюрократизации документооборот только увеличивается — на 5—10 процентов в год. Поэтому уже в текущем году следует избавиться от всех бумаг, которые директора школ считают ненужными.
По мнению заместителя премьер-министра, органы управления средним образованием неоправданно раздуты:  в районных отделах работает до 100 специалистов. Централизованная бухгалтерия только одного из 9 районных управлений образования Минска насчитывает 110 единиц.
По его мнению, систему повышения квалификации учителей также следует привести в соответствие с современными технологиями, ведь институты развития образования насчитывают сотни сотрудников. А надо активнее использовать возможности дистанционного обучения и лучший опыт учителей — победителей конкурсов профессионального мастерства. Или ввести повышение квалификации учителей в педагогических университетах.
— Деньги, которые мы можем таким образом сэкономить, из отрасли не уйдут, — заметил Анатолий Тозик. — Их можно направить на повышение зарплаты всех учителей и стимулирование лучших. Каждый квалификационный уровень должен предполагать соответствующую доплату.

 В тему
Анатолий Тозик указал “потолок” стоимости платного обучения в вузах: по его мнению, она может повыситься не более чем на 29 процентов.
Вице-премьер считает, что у вузов тоже есть ресурсы для экономии.

Наполнить безлюдные классы

— Не буду называть школы и города, потому что ситуация типичная, — сказал Анатолий Тозик. — Сельская школа, первый класс: один ученик, к которому приходит учитель. Во втором классе тоже один ученик, а у него — персональный учитель. Почему бы не объединить эти классы? Разве педагог не может, дав первоклашке пропись, проверить в это время, как выполнил пример на сложение второклассник?
В старших классах некоторых сельских школ похожая картина: к единственному десятикласснику по очереди приходят шестеро учителей. Хотя за семь километров от родной деревни старшеклассника — полнокомплектная школа, до которой четыре раза в день ходит рейсовый автобус.
По наблюдениям Анатолия Тозика, в городских школах, не испытывающих недостатка в учениках, случаются похожие ситуации: 24 первоклассника почему-то делятся на два класса, пятиклассников всего 19 человек, но и они разбиты на два класса. Апогея абсурдности ситуация достигает в старших параллелях: в двух классах в сумме 10 учеников. Но пятеро из них учатся в обычном классе, а еще пятеро — в классе со спортивным уклоном.
— Разве они не могут “уклоняться” после обеда? — возмутился Анатолий Тозик и привел в пример опыт Китая, где в старших классах занимается до 60 учеников, но у наставников нет проблем с дисциплиной. Просто каждый ученик помнит, зачем он пришел в школу.

Изменить подходы к профориентации

Школы, по мнению Анатолия Тозика, надо оценивать не по количеству поступивших в вузы, а по количеству состоявшихся в жизни учеников.
— Нам надо очень серьезно работать, чтобы сломать существующий в обществе стереотип о том, что каждый непременно должен получить высшее образование. Ведь состояться можно и через золотые руки. И уж совсем недопустимо принимать в вузы абитуриентов с 16 или 15 баллами из 400 возможных. Особенно в педагогические университеты. Может, стоит сократить набор на педагогические специальности, а на сэкономленные деньги повысить стипендию будущим учителям физики, химии и математики?
По мнению Анатолия Тозика, наши дети не загружены: после обеда они уже свободны, причем современное законодательство не позволяет привлекать школьников к труду — например, уборке собственного класса. Есть опасность, что через несколько лет белорусские школы начнут выпускать в жизнь неконкурентоспособное поколение.
— Ни в одной стране нет таких продолжительных летних каникул, — продолжил заместитель премьер-министра. — И летних лагерей, в которых уставшие за пятидневную учебную неделю дети просто отдыхают. Летний отдых должен предоставлять возможности дополнительного образования. Тогда родители заранее ищут лагеря с интересными их детям образовательными программами.
По мнению Анатолия Тозика, белорусским школам следует пересмотреть список факультативов, которые финансируются из государственного бюджета.
— В одном из институтов развития образования собрали на курсы учителей, чтобы в течение недели повышать их квалификацию по теме “Теоретические и практические аспекты подготовки черлидеров в учреждениях образования”, — привел он недавний пример из практики. — Я не против факультатива по мировой художественной культуре и другим необходимым современному человеку дисциплинам. Но если ребенок хочет учиться черлидингу, пусть это оплачивают его родители, а не налогоплательщики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter