Чтобы не обманываться, надо видеть себя со стороны

О своей музыкальной карьере и судьбе с "Песнярами" и без них рассказывает Людмила Исупова .
О своей музыкальной карьере и судьбе с "Песнярами" и без них рассказывает Людмила Исупова

...Первым делом Людмила Исупова поинтересовалась, есть ли у меня музыкальное образование. Я сказал, что есть. Умолчав, что это всего 4 года музыкальной школы. Остальное - самообразование.

Исупова производит впечатление дамы строгой и сдержанной, жаждущей от собеседника не только понимания, но и знания темы. Ее воспоминания о работе в "Песнярах" лишены флера романтики, но в то же время они воздушны и изящны, словно арки в ее чудной квартире на улице Короля. Она сделала их еще в далекие 70-е, когда ее неповторимый голос звучал в мулявинской "Песне о доле". Теперь арки будут погребены под грядущим евроремонтом, а Исупова вместе с композитором Сергеем Баландиным, кроме выпуска нового музыкального материала, готовит еще и симфо-блюз-рок-оперу, о сюжете которой творческий тандем распространяться не стал. По их словам, идеи сейчас летают в воздухе и воруют их просто на лету.

Людмила Исупова говорит, что теперь ее больше помнят в Москве и за рубежом, чем в Минске. Потому, считает, не грех о себе напомнить.

Играют, как школьники, поют - как пацаны

- Людмила Михайловна, как вам нынешние исполнители?

- Талантливые ребята остаются сегодня за бортом шоу-бизнеса. Потому что не хотят ступать на этот ложный с их точки зрения путь. Нутро по-настоящему талантливого человека устроено иначе, чем тех школьников, которые успевают поработать на сцене год-два, полностью себя истощают и вылетают со сцены. Талантливый человек обладает мышлением, способным создать определенный образ, который не разрушится даже со временем. Но за этим стоят опыт, профессионализм, знания определенной музыкальной традиции, серьезное изучение теории музыки и культуры. Сегодня понятие образа заменили на легкое и игривое слово "имидж".

Это хитрое слово "формат"

- А вы нашли сегодня продюсеров для работы?

- Я их и не искала, но скажу, что благодаря моим ожиданиям появился Сергей Баландин. Сережа на многие станции отдал диск, музыка звучит, авторские, хоть и небольшие, получаю.

...А какие сегодня тексты у молодых исполнителей? В них нет ни психологического рисунка, ни драматизма, ни канвы. А это рожденное на FM-станциях хитрое слово "формат"? Лично я такого слова не знаю. Есть понятие формы, но не формата. Попытки вогнать музыку в рамки губительны. Сегодня, вообще, культуру воспринимают как-то очень облегченно, она вошла в быт, стала чуть ли не частью ежедневных рутинных ритуалов, так что человек даже не пытается узнать, что такое культура. А если дословно перевести: "культ" - это преклонение, а "ура" - свет. Поклонение свету, а значит, знаниям.

- Для вас встреча с Мулявиным была неожиданностью?

- Ничего случайного не бывает. Я прекрасно училась, с отличием окончила училище, занималась композицией, вокалом. Я не строила планов, что буду работать с "Песнярами", но чувствовала или, вернее, знала, что готовлюсь к интересной и сложной работе, которая даст многое.

Глупо жить в ожидании чуда

- ...Вот мне знакомый актер подарил книгу, первая глава которой называется "В ожидании чуда". Человек прожил жизнь, все время ожидая чуда, но оно не произошло. И мне кажется, что это ошибка. Это незнание элементарных вещей, потому что само рождение человека - это уже чудо. И все, что существует вокруг, - это уже чудо. Какого чуда тебе еще ждать? Твори сам! Я не завишу ни от кого, ни от чего. Ни от этого стола, ни от этого стула. Твори! А каков твой образ мышления, таков и образ жизни.

Слово "проблема" я давно вычеркнула из своего лексикона. У меня проблем нет. Есть вопрос, который надо решить. Или задача для осуществления намеченной цели.

- Каким вам сейчас вспоминается период работы в "Песнярах"?

- С первого же момента я была включена в такую активную работу, которая мне даже не снилась. От меня требовалась глубокая внутренняя проработка того или иного образа. В "Песне о доле" ведь несколько образов - образ матери, невесты и жены. Они глобальны. В этих образах должна пройти вся жизнь женщины. Буквально в нескольких словах, в нескольких жестах я должна была рассказать все, что женщина чувствует, что в ней накопилось.

Не могу сказать, что тогда я могла объяснить все словами, как сегодня, но я это очень тонко чувствовала, потому что все было гармонично - и музыка, и текст. В кульминационном моменте "Песни о доле" мне требовалась невероятная концентрация, чтобы зрители задумались, с какой мечтой и целью жить.

- После такого эмоционального выплеска как вы восстанавливали энергию?

- Я уже тогда занималась йогой. Спала, сидя в позе лотоса. Читала интересные книги, которые нельзя было купить в магазине. Тогда такая литература была запрещена. Но отец работал в Совмине, и у него была возможность их доставать.

- А потом вас не преследовало постоянное сравнение всех музыкантов с Мулявиным?

- Пожалуй... У Мулявина была невероятно развита интуиция. Он глубоко чувствовал музыкальную палитру материала. Музыкальные образы он создавал глубоко внутри. И музыкантов выбирал по человеческому и профессиональному критерию.

...Бывает так, что сам человек перечеркивает свои цели. Цель очень много значит. Ты все время к ней идешь, ты формируешь ее, а она формирует тебя. Я знаю, что никогда не оставлю музыку. Никогда! Значит - музыка не оставит меня. Я продолжаю заниматься и вокалом, и хореографией. Для меня очень важно быть в форме, быть красивой, сохранять душевную молодость. В некотором смысле нужно уметь быть отрешенным от всей суеты, чтобы быть еще более целеустремленным.

Часто человек сбивается с дороги... Об этом мы не говорим вслух. Кто-то увлекается алкоголем, кто-то наркотиками, кто-то просто опускает руки, переключается на домашнюю, семейную жизнь, может быть, и слава Богу. Если говорить о Владимире Георгиевиче, то, на мой взгляд, он слишком доверял женщинам. В этом плане он был не искушен, не коварен. Может быть, слишком занят своим делом, чтобы достаточно хорошо ориентироваться. Мы знаем, что женщина может так вдохновлять мужчину, что он будет рождать и рождать новые идеи. В сущности, в этом и заключается ее главная функция. Она должна жить в пространстве любви. А может и разрушать мужчину, которому со временем уже не хватает сил сопротивляться.

Выбивать табуретку из-под Долиной я не стала

- Людмила, может быть, дилетантский вопрос, но где было легче работать - у Мулявина в ансамбле или у Кролла в оркестре? Если это вообще как-то можно сравнивать...

- Обязательно нужно сравнивать! Работа в ансамбле, и не только в "Песнярах", - она более ярко позволяет проявить себя как индивидуальность. Облегчает задачу небольшой состав, тембровая палитра идет фоном и помогает тебе - она как подспорье. А если уже говорить о бэнде, то тут нужно обладать именно тем тембром, который бы мог вписаться как инструментальная краска в общую палитру. Чтобы ни ты, ни бэнд тебе не мешал. В этом смысле у Кролла мне работать было не так-то просто. Хотя у меня хватало чувства, интуиции - как настраивать глотку.

Все мои песни были написаны в моменты озарения. Это как вспышка, световой поток, когда совершенно отчетливо слышишь музыку, которую надо жадно ловить, чтобы успеть записать. Потом эта музыка уже никогда не забывается. Она живет внутри, она всплывает при определенных обстоятельствах.

Неприлично говорить о себе, поэтому скажу словами других людей, которые слушали мою музыку не только в нашей стране, но в Европе и Америке. Все сходятся в одном: мол, такой музыки никогда не слышали.

Когда я работала у Кролла, он хотел сделать для меня то, что в свое время сделал для Юры Антонова, - дать дорогу в жизнь. Он хотел сделать со мной программу. Мне негласно было велено учить репертуар Ларисы Долиной, которая тоже работала в бэнде. На что я, конечно, пойти не могла.

- Почему?

- Это неэтично. Наверное, кто-то другой на моем месте ради своей карьеры, ради славы на это пошел бы. Я не хочу здесь выставить себя в лучшем свете. Я просто говорю так, как оно было на самом деле. Мы работали в одном коллективе. Я считала ее примой, и она действительно ею была. И вдруг начать учить ее репертуар? Вы же понимаете, с чем это было связано? С ее заменой.

Тем не менее хоть я и поступила справедливо, все закончилось крушением для меня. Мне все равно пришлось уйти из оркестра. И, может быть, именно по той причине, что я на подлость по отношению к Ларисе не пошла. Проявила с точки зрения музыкального руководителя свою "слабость". Но я знала, что меня ждут другие варианты, - но не путем выбивания табуретки из-под других...

- А слово "ремесленник" в музыкальной среде - это комплимент или ругательство?

- Ну что вы! Во все времена ремесленники почитались. Все зависит от человека. Часто он делает правильный выбор - начинает заниматься ремеслом, потому что понимает, что для большого искусства не готов или не уверен, что сделает в нем нечто новое. Но есть люди, которые, к сожалению, этого не понимают и никогда не поймут. Они думают, что большое искусство их так и зовет, и манит, и там они будут получать большие деньги. Человек никогда не должен обманываться. Он должен видеть себя со стороны, а если это не получается, то этому надо учиться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter