О соцсетях

Чтобы не кануть в цифровую вечность

Я жалею, что у моих прадеда с прабабушкой не было Фейсбука. Их сложная, богатая, полная драматических и радостных моментов жизнь дошла до меня в виде точечных воспоминаний, от которых по принципу испорченного телефона со временем откололись подробности и детали. Черно–белые фото с поблекшими надписями на обороте — лишь внешний пласт, волшебное зеркало времени, за которым не разглядишь ни забот, ни отношения к жизни. Наверное, следующим поколениям будет проще: открыл страницу бабушки в соцсетях — тут выпускной и свадьба, там спор с подругой, а вот рождение внука и связанные с этим треволнения. Возможность виртуального пространства хранить живую, не упрятанную в пыльные альбомы память о близких уже сейчас используется все чаще. А через десятки лет, судя по количеству пользователей соцсетей, и вовсе станет обычным делом.


В Фейсбуке зарегистрировано около 1,4 миллиарда аккаунтов. А в 20 ведущих соцсетях мира их совокупно более 5,7 миллиарда. Аудитория соцсетей не молодеет с каждым днем, и это ставит перед их создателями новые задачи. До недавних пор страницы покинувших мир земной удалялись по заявлению родственников. Но для многих эта часть памяти оказалась слишком дорогой, чтобы с легкостью ее стереть навеки. Оставлять же «на произвол» было чревато — она быстро зарастала спамом, цифровым мусором, не говоря уже о риске быть взломанной. Недавно разработчики Фейсбука сообщили, что аккаунты умерших будут сохраняться в том виде, в каком они были при жизни владельцев, — таким образом проявляется уважение к ним и их выбору. Причиной решения стало обращение американца, скорбящего по сыну. Он не только оставил его страницу открытой для всех, но и разместил на ней подборку фотографий и записей сына, превратив аккаунт в виртуальный мемориал. Надо сказать, что самая крупная соцсеть в мире тут не стала первопроходцем, — еще год назад аналогичной политики стал придерживаться Твиттер. А вот популярная в Нидерландах сеть Hyves дает возможность родственникам перевести страницу в статус Inmemoriam, то есть «Памяти...». Одновременно с переходом в пассивный режим блокируются некоторые функции — например, добавление в друзья, уведомление о дне рождения. Но близкие могут оставлять записи на цифровой «стене» памяти.


Так что нынешние владельцы аккаунтов вполне могут рассматривать их как свое потенциальное наследие. Появились даже ритуально–виртуальные сервисы «Google на всякий случай» и Perpetu, позволяющие распорядиться своим виртуальным имуществом — фотоархивами, почтовой перепиской, блогами. Например, Perpetu отправит сообщения о печальном событии друзьям, важные файлы отошлет доверенным лицам, удалит лишние профили, «почистит» переписку, сохранит фотографии. Этакое цифровое завещание для цифровых активов.


Говорят, если тебя нет в интернете — тебя нет нигде. Ряд ресурсов исправляет этот промах для тех, кто жил в доинтернетовскую эпоху. Мощный представитель — сайт Артема Драбкина iremember.ru, «Я помню», аккумулирующий воспоминания ветеранов Великой Отечественной, аудио– и фотоматериалы. Благодаря им внуки по крупицам собирают сведения о родных, восстанавливают детали семейных историй. Энциклопедию памяти — сайт Nekropole.info — создали юрист Айвар Боровковс и бизнесмен Айнар Брувелис из Латвии. Оставить данные о своем родственнике или знакомом в этом виртуальном некрополе может любой желающий, привязки к стране или языку нет. В соцсетях стихийно также появляются сообщества по сохранению памяти, однако с этической точки зрения выглядят они не всегда однозначно. Другое дело — мемориальные страницы, изначально созданные как напоминание о ком–то. Например, в Фейсбуке есть страницы Владимира Высоцкого, Джона Леннона, Курта Кобейна. А сын выдающегося белорусского фотографа Сергея Брушко Дмитрий создал там страницу отца — для публикации его работ, информации о выставках. Говорит, для того, чтобы как можно больше людей узнало, что в доинтернетовскую эпоху был такой мастер. Вытаскивает на свет снимки, которые иначе так и лежали бы в архивах...


«Всемирная паутина» уже свела на нет расстояния между людьми, но ей под силу гораздо большее — стереть временную бездну между поколениями. И загвоздка тут может быть только одна — в том, насколько долговечен сам интернет.


Советская Белоруссия №57 (24440). Четверг, 27 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter