Чтобы лечение не стало мучением

Вам долго лечат желудок, при этом таблетки оказываются бессильны? Значит, самое время побывать на консультации у хирурга.

— И не стоит бояться, что вас сразу отправят на операционный стол, — говорит Лариса Владимировна ТАРАСИК, заведующая отделением Минского городского центра по лечению больных с гастродуоденальными кровотечениями. — Все зависит от состояния конкретного человека, того, в какой стадии у него язва желудка. Если в клинику доставлен больной,  которому не удается остановить кровотечение с помощью лекарств, только тогда ему делают операцию. А когда поступает пациент с кровотечением, которое вызвано приемом аспирина или болеутоляющих средств, применяемых при заболеваниях суставов, такое состояние — не язвенная болезнь, потому и хирургической коррекции чаще всего не требуется. Операция нужна только в крайних случаях.
Хотя язвенная болезнь — прерогатива терапевтической гастроэнтерологии, в ней, я сказала  бы, есть очень тонкая грань: когда человека должен лечить терапевт, а когда такое лечение не имеет смысла и нужно делать операцию. Ведь нередко продолжение лечения у терапевта приводит ко множественным осложнениям.
Сейчас есть масса очень эффективных противоязвенных препаратов, поэтому появилось мнение, что язва желудка, двенадцатиперстной кишки и т.д. — чисто терапевтические заболевания. Однако это мнение справедливо, если речь идет о неосложненной язвенной болезни.
— Но иногда онкологические заболевания маскируются под язву желудка., хотя лечение в германии способно решить ситуацию.
— Абсолютно верно. С диагнозом “кровоточащая язва” поступает очень много онкологических больных — с опухолями желудка, поджелудочной железы, пищевода. Кроме того, в центр часто привозят больных с циррозом печени и варикозным расширением вен пищевода. Сюда поступают также пациенты с желчно-каменной болезнью, грыжами пищеводного отверстия диафрагмы. Осложнение в виде кровотечения угрожает уже не здоровью, самой жизни пациента. Поскольку центр специализированный, вопрос “спасем ли мы человеку жизнь”, практически всегда решается положительно. Но бывают и летальные случаи, хотя, признаю: при кровотечении язвы желудка люди погибать не должны. При этом не менее важно — вернуть человека к полноценной жизни.
— Не раз доводилось слышать, что после операций по поводу язвы желудка люди становятся инвалидами.
— Это ложное мнение! Мы выполняем органосохраняющие хирургические вмешательства. Даже люди, которые оперировались по поводу гигантских язв желудка, сегодня полноценно живут и работают. Главное, чтобы больные попадали к нам не в критическом состоянии. Многие люди действительно боятся операций, но хирургические вмешательства бывают не только открытыми, но и лапароскопическими, после которых больные быстро возвращаются к обычной жизни. Язву желудка можно оперировать, при этом с наименьшей травматизацией. Кроме того, лапароскопически делаем коррегирующую операцию при рефлюксоэзофагите, грыжах пищеводного отверстия диафрагмы. После нашей реконструкции все органы принимают тот вид, в котором они были до начала язвенной болезни. Кроме того, мы научились моделировать пилорический отдел желудка. Разработка этого направления весьма перспективна.
— Во время операций на сердце используют искусственные клапаны. Можно ли применять такие “запчасти” в пострадавшем от язв желудке?
— Нет. При сложных операциях высока вероятность расхождения швов. Для их укрепления в центре применяется дорогой, но очень эффективный препарат. Пациентам, даже иногородним, которые нуждаются в нем, никогда не отказываем.
— Скажите, как человеку определить, что у него, возможно, желудочное кровотечение?
— К нам иногда поступают больные через трое суток после начала кровотечения, поскольку люди не могут понять, что с ними происходит. В таких случаях человек ощущает слабость, у него стул становится черного цвета. На последний симптом многие не обращают внимания, поскольку думают, что это связано с приемом красящей пищи, например, черники или черной смородины. А вот когда начинается рвота типа кофейной гущи, тут уж откладывать вызов скорой помощи ни в коем случае нельзя. Впрочем, ситуация может развиваться и совсем иначе. При поражении крупных сосудов человек может идти и неожиданно потерять сознание. Такие случаи нередко заканчиваются трагически. Порой мы теряем пациентов именно потому, что их привозят к нам очень поздно.
— Но, думается, подобные случаи не настолько распространены, как, например, гастриты?
— Безусловно. Гастрит — это предъязвенное, а язва — это  предраковое состояние желудка. Проблема гастрита, грыж пищевода, эзофагита — глобальна. Поэтому своевременная оперативная помощь при подобных заболеваниях — это еще и профилактика рака. Хочу заметить, что мы лечим не просто болезнь, а каждого конкретного пациента. Если человеку не показана операция, он получает подробнейшие рекомендации, помогающие жить без боли и частых обострений заболевания. Для этого расписываем пациенту лечение на год вперед и даем рекомендации участковому терапевту. Теперь все больные, которые хотя бы раз у нас лечились, имеют право без направления прийти на бесплатную консультацию.
— С чего же начинаются заболевания желудка?
— Как всегда, с малого. С образа жизни, бессистемного питания, агрессивной экологии. К остальным факторам относятся нервные стрессы, сопутствующие патологии почек, сердца. Кроме того, существует наследственная предрасположенность, повышенная продукция соляной кислоты, наличие хелико-бактерной инфекции. Словом, целый комплекс причин.
— Каков социальный портрет ваших пациентов? И еще: язвой желудка страдают только взрослые?
— В центр в принципе может попасть любой человек. Но, к сожалению, к нам доставляют много детей и молодых людей. Как они питаются? Очень часто на ходу, перекусывая булочками и чипсами, запивая газировкой. При этом нагрузки в школе и институте высочайшие. Хочу подчеркнуть, что раннее обращение к врачу и получение квалифицированной консультации ведет к тому, что удается предотвратить всевозможные осложнения заболевания и избежать операции.

23 мая, во вторник, во время прямой линии “Народной газеты”, которая состоится с 14.00 до 15.00, по телефону (80172) 92-46-55 вы можете задать свои вопросы по поводу болезней печени, желудка и поджелудочной железы заслуженному деятелю науки Республики Беларусь, профессору кафедры неотложной хирургии Белорусской медицинской академии последипломного образования Григорию Павловичу ШОРОХУ и заведующей отделением Минского городского центра по лечению больных с гастродуоденальными кровотечениями Ларисе Владимировне ТАРАСИК. Ждем ваших звонков, уважаемые читатели!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter