Чтобы костюмчик сидел

За последние 20–30 лет люди стали выше и толще, у них увеличился размер ног. Наверняка и вы, примеряя обновки в магазинах, замечали, что далеко не всякий костюмчик на вас сидит: то здесь узковато, то там широковато. Некоторым новую одежду и вовсе приходится подшивать под себя. Учитывают ли происходящие с нами изменения белорусские производители одежды и обуви?

За последние 20–30 лет люди стали выше и толще, у них увеличился размер ног. Наверняка и вы, примеряя обновки в магазинах, замечали, что далеко не всякий костюмчик на вас сидит: то здесь узковато, то там широковато. Некоторым новую одежду и вовсе приходится подшивать под себя. Учитывают ли происходящие с нами изменения белорусские производители одежды и обуви?

По ножке ли сапожки?
Последний раз наука интересовалась параметрами наших ног более 30 лет назад, хотя делать это нужно каждые 10—15 лет. За это время до неузнаваемости изменился мир, не говоря уже о наших ногах. А обувь продолжали шить, руководствуясь устаревшими данными.
—  Параметры ног ложатся в основу проектирования обуви, размерно-полнотного ассортимента и размерной типологии, — объясняет заведующий кафедрой технологии и конструирования изделий из кожи Витебского государственного технологического университета Владимир ГОРБАЧИК. — Чтобы обувь была удобной, должно быть правильное соотношение форм и размеров стопы и внутренней формы обуви.
Дальше тянуть уже было некуда, и в 2006 году “Беллегпром” поручил кафедре технологии и конструирования изделий из кожи Витебского государственного технологического университета провести обмеры стоп и голеней женщин.
Два года студенты и аспиранты кафедры обмеряли белорусок. Если быть точными, через их руки прошли более двух тысяч женщин от 18 до 75 лет. Дополнительно обмеряли и девочек-подростков 15—17 лет. Формально они считаются еще детьми, но обувь уже предпочитают носить взрослую.
Результаты показали, что за последние десятилетия ножки белорусок заметно изменились. В обхвате стопы уменьшились, а вот высота ног увеличилась на 11—35 мм. Выходит, белоруски стали более длинноногими. Увеличилась и длина стоп, а средний размер женской ноги стал уже не 37-й, а 38-й.
Отцы и дети
Ни для кого, наверное, не секрет, что с возрастом нога меняется. И размерные признаки стопы и голени у молодежи и у 40-летних женщин значительно различаются.У женщин больше и стопа в обхвате, и ширина, а обхват голени больше на 17—32 мм.
— С возрастом нога деформируется, а слой подкожного жира увеличивается. Поэтому для женщин старше 40 нужно выпускать обувь большей полноты, — объясняет Владимир Горбачик.
Основные размеры стоп у женщин моложе 40 лет и 15-летних девочек отличаются незначительно. И для построения размерной типологии специалисты могли бы их объединить в одну группу. Но поскольку молодежная мода — это самостоятельное явление, которое учитывает пожелания подростков, было решено их разделить.
— Поэтому когда мы разрабатывали ассортиментные группы,  выделили одну молодежную — для девушек 15—20 лет, и две женские: первая возрастная — от 21 до 39 и вторая возрастная — от 40 лет и старше, — объясняет специалист.
Результаты исследований уже используются на практике на предприятиях “Беллегпрома”. А кафедра закончила очередное антропометрическое обследование. На этот раз ног детей. Но результаты еще до конца не проанализированы.
Стандарт один на всех
Любопытно, а как обстоят дела с одеждой? Соответствуют ли типовые фигуры минувших десятилетий параметрам современных людей?
— Мы тоже задаем себе этот вопрос, — вздыхает заместитель начальника экспериментальной лаборатории ОАО “Світанак”  Лариса БАРАНОВСКАЯ. — У нас, трикотажников, ГОСТ издан был в 1987—1988 годах. Тогда же были приняты рекомендации по линейным размерам, где определены границы всех параметров для разных видов изделий. Пожалуй, этот документ пора пересмотреть. Ведь 20 лет — довольно большой срок. Хоть мы и не исследовали, как изменилась типовая фигура с тех пор, но, на наш субъективный взгляд, дети за это время стали выше, а женщины и мужчины полнее. Мы шьем по существующим ГОСТам, но нередко торговля просит внести те или иные изменения в модели. Они ведь плотнее работают с потребителем. Насколько я помню, чаще всего они просят сделать модели шире либо длиннее.
В концерне “Беллегпром” также считают, что существующая размерная типология устарела и требует пересмотра. Она была подготовлена еще в 80-е годы на базе антропометрических исследований по специальной государственной программе Советского Союза.
Казалось бы, в чем проблема? Нужно взять и обмерить население Беларуси. Но на самом деле это очень длительная и кропотливая научно-исследовательская работа. И очень дорогостоящая.
Есть и другой нюанс. Около 70 процентов экспорта продукции концерна “Беллегпром” поставляется в Россию. Поэтому проводить такие измерения только в Беларуси не совсем разумно. Ведь отечественные производители заинтересованы в том, чтобы все требования на продукцию, в том числе и по размерным признакам, были гармонизированы с российскими.
А в России такие обмеры уже провели. На это ушло шесть лет. Их результаты легли в основу новых стандартов. Российские швейники работают по ним уже с октября прошлого года.
Как нам объяснили в “Беллег-проме”, с учетом больших объемов экспорта в Россию и страны СНГ, чтобы не создавать дополнительных технических барьеров в торговле между странами СНГ, концерн внес предложение в Межгосударственный совет по стандартизации стран СНГ о придании новым национальным стандартам России статуса межгосударственных. И это предложение сейчас прорабатывается на уровне стран СНГ.
Ввысь да вширь
По большому счету, белорусы мало чем отличаются от жителей европейской части России. Поэтому результаты обмера, проведенного у соседей Центральным научно-исследовательским институтом швейной промышленности, во многом отражают и наши тенденции.
К примеру, россияне выяснили, что обхват груди у женщин за последние 30 лет изменился мало, а вот обхват талии и бедер уменьшился. Изменились пропорции тела: при одинаковой длине туловища у женщин стали более длинные ноги, поднялась линия талии, увеличилась длина руки, плечи стали более широкими, изменилась осанка.
Когда специалисты сопоставили типовые фигуры современных дам и тех фигур, по которым швейники работали до сих пор, оказалось, что промышленность изготавливала соразмерную одежду только на 40 процентов женского населения. Другими словам, на 60 процентах женщин костюмчик не сидел.
У мужчин ситуация не лучше. Только каждый второй мужчина мог подобрать одежду для себя из того, что предлагала ему отечественная промышленность. Ведь за последние десятилетия мужчины в возрасте от 18 до 29 лет выросли на 12 см, средней возрастной группы (от 30 до 44 лет) — на 6 см, а вот в старшей возрастной группе (старше 45 лет) остались прежними.
Специалисты замечают, что в последнее время значительно увеличился покупательский спрос на одежду сверхбольших размеров. И обмеры населения это подтвердили. По подсчетам, 12—15 процентов людей имеют “особо большие размеры”, то есть с обхватом груди свыше 124 см. Еще в 80-е годы прошлого столетия таких было раза в два меньше.
Дети тоже подросли, причем не только вверх, но и вширь. Особенно в талии. А вот старшие школьники, наоборот, стали стройнее. Для сравнения: рост среднестатистического шестилетнего мальчугана при обмерах 1968 года был 104 см, в 1984-м — 110 см, а в 2001-м — 116 см.
Не удивительно, стоило предприятиям выпустить детскую одежду, спроектированную в соответствии с новой размерной типологией и современными методиками конструирования, как объем продаж увеличился на 30—50 процентов. Нашим предприятиям легкой промышленности и торговле есть о чем задуматься.
Впрочем, в концерне “Беллегпром” нас заверили, что технические возможности белорусских предприятий и сейчас позволяют выпускать изделия “любого размерного ряда в широком ассортименте”. По заказу торговых организаций.

  “НГ” спросила А вам сложно подобрать себе одежду по размеру?

Тамара САВУШКИНА, преподаватель немецкого языка, Минск:
— Очень. На меня у нас ничего не шьют. Я довольно худая, даже не знаю, какой у меня наш размер. 40-й, наверное. В Германии я себе покупаю 32-й. Там с маленькими размерами проблем нет, хотя люди на улицах довольно упитанные ходят. Сыну на прошлых выходных покупала школьную форму — столкнулась с теми же проблемами. Он тоже худенький, а на его рост 128—134 шьют только очень большие размеры. Пиджак мы вообще отчаялись найти, а брюки подошли только от Барановичской швейной фабрики. Остальные с него можно спокойно снять даже застегнутыми.
Ирина ТУРОВА, юрисконсульт, Гродно:
— У меня большая грудь, поэтому проблемы возникают постоянно. Почему-то всем нравятся пышные бюсты, но никто на них одежду не шьет. С костюмами еще как-то можно комбинировать: верх покупаю
46-го размера, а низ — 44-го. А с платьями сложнее: 44-й сильно облегает, а 46-й — висит. Причем это характерно и для отечественной одежды, и для импортной. Сидит как влитая лишь одежда дорогих импортных брэндов.
Сыну-школьнику тоже сложно подобрать что-то. Он у меня с небольшим животиком, поэтому если пиджак впору, то брюки обязательно будут тесноваты. В этом году подумываю купить ткань и сшить ему костюм — так будет проще, чем купить готовый.
Анатолий БАЙДАЧНЫЙ, бывший тренер сборной Беларуси по футболу, Минск:
— У меня проблем с одеждой не возникает. Покупаю ее в Москве. Или HUGO BOSS — 26-й размер мне всегда как раз, или в магазинах итальянской одежды мне шьют ее по моим меркам.
Ольга БОНДАРЬ, экономист, Минский район:
— Мне сложно подобрать одежду отечественных производителей и по размеру, и по фасону. На 50-летних работающих женщин магазины предлагают модели как на 70-летних пенсионерок, а на рынке все слишком молодежное. Когда выбирала себе пальто, столкнулась с тем, что все модели были одной “подстреленной” длины. Пришлось брать пальто на размер больше, а потом укорачивать рукава.
Иван ЮХНО, автомеханик, Стародорожский район:
— Моим гардеробом жена занимается, но она вроде бы никогда не жаловалась, что мне сложно что-то купить. На 43-й размер ноги обуви вроде в магазинах хватает, да и одежды 50 размера тоже.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter