Чем живет легпром Беларуси и России

Чтобы костюмчик сидел

ЕЩЕ не так давно, чтобы стильно приодеться, многие предпочитали заграничные вояжи. Сегодня в этом нет необходимости, прилавки магазинов одежды и обуви на просторах Союзного государства мало чем отличаются от европейских или азиатских как по ассортименту, так и по качеству и стоимости изделий.

В конкуренции с мировыми трендами надо постоянно обновлять модельный ряд изделий.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

Проявившаяся пару лет назад санкционная фронда некоторых западных брендов, решивших свернуть деятельность в Беларуси и России, вызвала опасения, что мы, образно говоря, не услышим последний писк мировой моды. Нашим предприятиям пришлось искать новых поставщиков красителей, полиэфирных нитей и чего-то еще. Но пессимистичные прогнозы явно не оправдывались. Место убывших тут же заняли известные азиатские, да и более прагматичные европейские бренды. А главное, обрела второе дыхание отечественная легкая промышленность.

— Нынешний год складывается гораздо успешнее 2022‑го как по объему производства, так и по экспорту, — рассказала корреспонденту «СОЮЗа» председатель Белорусского государственного концерна легкой промышленности «Беллегпром» Татьяна Лугина. — Хотя тренд было сложно удержать — снизился курс российского рубля к доллару, что чревато сокращением валютной выручки. Компенсируем это поиском новых рынков, наращиванием объемов производства и поставок. Это дает плоды, с оптимизмом смотрим в будущее... Не считаю, что на рынке легкой промышленности ощущается, будто кто-то ушел. В Беларуси нет дефицита ни в чем, все заместили. Так же и в России.

Это притом что продукция белорусского легпрома не из дешевых, отметила руководитель отрасли.

Ведь делается она качественно, по стандартам, из добротного сырья, по новейшим дизайнерским разработкам. Возможно, поэтому успешно конкурирует с масс-маркетом, поступающим из некоторых азиатских регионов. Белорусские предприятия поставляют за рубеж семь из каждых десяти изделий и в этом году планируют довести общий экспорт до двух миллиардов долларов. Более 60 процентов этой суммы приходится на Россию. Благодаря союзной экономической интеграции белорусские товары реализуются там практически на равных с местными, что позволило компенсировать падение поставок в Европу и Украину.

Так что западные санкции пошли предприятию на пользу, считают, например, на одном из крупнейших в Союзном государстве производителей тканей ОАО «Моготекс», продукция которого обладает уникальными защитными свойствами.

— Наше предприятие находится в реестре Минпромторга России, что снимает все барьеры, — показывает положительные тенденции заместитель генерального директора ОАО по коммерции Дмитрий Кастрица. — С помощью в том числе российских партнеров мы заместили западных поставщиков красителей, что было отнюдь не простой задачей. В итоге нарастили объемы производства и экспорта в Россию примерно на 20 процентов. А поставки туда швейных изделий увеличились еще больше.

В легкой промышленности Беларуси, как и во всем мире, преобладают малые и средние предприятия. Однако погоду в объемах валютной выручки делают все-таки крупные фабрики, в свое время изначально создаваемые в расчете на безразмерный рынок СССР, а значит, и России. Наряду с «Моготексом» это относится и к крупному обувному предприятию «Белвест». Масштабы производства (а это 1,3 млн пар обуви в год) позволяют вести планомерную модернизацию. Так, вскоре вступит в строй роботизированный участок по раскрою кож. Солидные средства направляются на прогрессивные дизайнерские разработки и даже научные изыскания — оказывается, стопа у жителей Союзного государства по форме иная, чем у западноевропейцев! В итоге на свет появляется ежегодно обувь примерно полутора тысяч фасонов и моделей. Отсюда — высокий конкурентный потенциал.

— Он позволяет нам уверенно чувствовать себя и на российском рынке, — делает вывод представитель «Белвеста» Сергей Суходолов и подкрепляет его весомыми цифрами: — Если в Беларуси наша торговая сеть насчитывает 100 фирменных магазинов и секций, то в России — 240! Наряду с отечественными используем российские кожи и подошвы.

И в целом «Беллегпром» делает ставку на развитие в России своей фирменной торговли, инвестирует в ее развитие солидные средства, создавая тем самым в стране-союзнице новые рабочие места. Татьяна Лугина поделилась очередным ноу-хау: в ближайшие годы в России планируется открыть несколько концепт-сторов «На дому», где будет представлен широчайший ассортимент продукции отрасли — аж 10 тысяч наименований товаров! На предприятиях легкой промышленности работают в основном женщины. И символично, что благодаря союзам женщин Беларуси и России открыты два мощных белорусских торговых дома, от чего выиграли в первую очередь простые покупатели.

В свою очередь, товары российского легпрома широко представлены на белорусском рынке. На недавно состоявшейся в Минске оптовой выставке-ярмарке продукции легкой промышленности пообщался с представителями псковской швейной фабрики «Славянка», стильные костюмы которой под брендом «Трувор», купленные, к слову, в родном Минске, ношу уже достаточно давно.

— Как относимся к конкуренции с белорусскими предприятиями? — переспрашивает представитель тверской фабрики Ирина Ершова. — По нашему мнению, в Беларуси, как и в России, востребован мужской костюм высокого качества. Чтобы удовлетворить спрос, работаем в две, а то и в три смены. Используем при этом и белорусские камвольные ткани. Но почивать на лаврах опасно. И нам, и нашим белорусским партнерам следует постоянно обновлять фасоны, типы и расцветки тканей, фурнитуры, чтобы соответствовать мировым трендам.

Не менее важно искать и новые пути к сердцу покупателя. Казалось бы, где Минск, а где Вологда?! В том смысле, что «за морем» меховые изделия небольшого предприятия с говорящим названием «Овечкинъ» красивы и доступны по цене, да кто ж туда за ними поедет. Так вот «гора» сама идет к покупателю.

— Белорусам нет никаких проблем выбрать в интернете понравившуюся модель, согласовать размер, оплатить покупку банковской картой «Мир», — поясняет алгоритм покупки представитель фирмы Александр Невский. — Недавно выполняли такой заказ для жителя городка Крупки Минской области. Почта доставила его за три дня, стоимость — 11 белорусских рублей. К сожалению, в почтовом сообщении между Россией и Беларусью пока нет такой опции, как доставка товара наложенным платежом, как это уже осуществляется в работе с Казахстаном.

Так что есть к чему стремиться. В выигрыше будем все мы, покупатели товаров союзной легкой промышленности и их производители.

sob@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter