Доля безналичных расчетов растет — как решаются вопросы доступности инфраструктуры для самостоятельной оплаты

Чтобы было близко и удобно

Платежи переходят в цифру — доля безналичных расчетов с использованием банковских карт в Беларуси с каждым годом растет. В 2021-м граждане совершили около 2,254 миллиарда операций на сумму чуть более 98,655 миллиарда рублей. В общем количестве операций по карточкам доля безналичных операций составила 92,3 процента по числу транзакций и 64,2 процента по сумме, привели цифры в Нацбанке. Вполне резонно, что прибыльность стационарных банковских отделений сокращается, их численность приходится оптимизировать. Но такой вариант не всегда устраивает местных жителей, которые привыкли, что снять наличные, перевести деньги внукам, оплатить коммунальные можно рядом. Приходится искать компромисс, который устроил бы все стороны. Процесс этот небыстрый, ведь главное — отбросить эмоции и услышать друг друга. в этом убедились корреспонденты «Р», выехав вместе с сенатором для рассмотрения поступившего коллективного обращения, адресованного в Совет Республики. 

Председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Татьяна Рунец общается с инициатором сбора подписей Владимиром Михалевым.

Отправляемся в закрытое банковское отделение на минской улице Янки Мавра. Микрорайон — тихий «спальник», притом что на расстоянии квартала — проспекты Жукова, Притыцкого, Пушкина. Большинство домов построены еще в советские годы, часть из них недавно пережили капремонт. Как, например, пару лет назад девятиэтажка под номером 22, на первом этаже которой еще осталась вывеска Белагропромбанка. Узнав о предстоящем закрытии, инициативный житель дома Владимир Михалев собрал подписи несогласных клиентов и приложил их к письму с просьбой разобраться в ситуации и вновь открыть банк. Документ поступил в Совет Республики. Под заявлением подписались более 90 человек, а значит, проблему лучше решать на месте. Тем более это не первая инстанция, где ищут понимания граждане, но, как показала практика, площадка Совета Республики весьма результативная для налаживания коммуникации. На встречу с заявителями, которых пришло около десятка, под руководством председателя Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Татьяны Рунец пригласили представителей Белагропромбанка, Нацбанка, собственника помещения.

На двери бывшего входа в отделение висит объявление о том, что с марта услуги здесь не оказываются. Приведены и адреса ближайших филиалов. До одного из них примерно 1,5 километра. Впрочем, в радиусе полукилометра есть отделение «Белпочты». Но эти варианты присутствовавшие на встрече граждане критикуют: до одних далеко идти, в других то и дело бывают очереди. «Пусть банк работает», — настаивают люди. Но банкиры уверяют: нельзя. По целому ряду веских причин. Вопросы есть к системе видеонаблюдения, охранной и пожарной безопасности — все это надо осовременить. Примерные и самые скромные в нынешней экономической ситуации затраты на ремонт, который займет минимум 1,5 года, — около миллиона рублей, озвучивают цифры из сметы в Белагропромбанке. И все это время надо будет платить арендную плату — до недавних пор она составляла около тысячи евро в месяц в эквиваленте, это без учета «коммуналки».

В небольшом помещении отделения размещался и терминал для самостоятельной оплаты.

Но как восполнять возможные затраты, если объект в последние годы приносит не прибыль, а сплошные убытки, которые измеряются сотнями тысяч рублей? К слову, ситуация эта не единичная, а довольно распространенная в банковской сфере, когда стационарные отделения на волне цифровизации населения все чаще начинают работать в минус.

При этом все равно остается открытым вопрос: как улучшить условия труда в существующих стенах? Специалисты сектора охраны труда банка ранее побывали на месте и высказали свои замечания. В небольшом помещении общей площадью 50 квадратных метров до недавних пор работали четыре сотрудника. Тесновато было не только кассирам, но и самим клиентам — свободного места явно мало. А уровень шума от постоянного людского потока и работающей техники зашкаливал. Вопросы возникли и к отсутствию источника естественного освещения: окна по требованиям безопасности постоянно закрыты, кондиционер есть, но это не вентиляция. Неудивительно, что в этом отделении специалисты надолго не задерживались…

Татьяна Рунец призвала стороны к поиску компромисса. И первые результаты не заставили себя ждать. Например, собственник помещения согласился перевести арендную плату в постоянную сумму в рублях и снизить ее. Представители топ-менеджмента банка подчеркнули, что понимают недовольство населения, ведь менять привычный и удобный маршрут всегда непросто. Но по целому ряду перечисленных причин заново открыть отделение в этом же месте не имеют права. Очевидно, что не исправит в полной мере ситуацию с соблюдением условий труда и дорогостоящий и длительный ремонт, который, к слову, в нынешней ситуации не выглядит перспективным для финансово-кредитного учреждения. В то же время представители банка пообещали, что постараются решить возникший вопрос другими способами. Например, найти помещение рядом, которое после минимальных вложений будет соответствовать всем необходимым требованиям, и там открыть отделение.

Отделение банка закрыто с марта 2022-го, но для встречи с обратившимися в Совет Республики гражданами двери помещения открыли.

— Банк не ставит перед собой цель просто убрать отделение из района, стал подыскивать варианты. Вместе посмотрим пустующие объекты, узнаем у ЖКХ, какие есть рядом подходящие помещения. Будем искать компромисс, но на это надо время, — подытожила Татьяна Рунец. 

Как вариант, на который обратила внимание сенатор, — договориться с одним из популярных объектов, например с магазином, о возможности размещения инфокиоска с функцией приема наличных. В определенные дни специалисты будут выезжать на место и помогать гражданам производить оплату — именно эти услуги лидировали в закрытом отделении. 

В профильной комиссии заверили: до полного разрешения вопроса он будет находиться на контроле в Совете Республики.

На 50 квадратных метрах до недавних пор работали четыре сотрудника.

В ТЕМУ

В пресс-службе верхней палаты Парламента сообщили, что в 2021 году члены Совета Республики провели 542 прямые телефонные линии, 844 личных приема граждан, 1882 встречи с трудовыми коллективами и населением по месту жительства, организовали 259 диалоговых площадок. Это позволило рассмотреть 7,5 тысячи обращений. Такие форматы общения с населением позволили, с одной стороны, максимально приблизиться к реальным проблемам и заботам людей, с другой — проанализировать эффективность принятых законодательных актов.

В целом структура вопросов, с которыми люди обращаются к сенаторам, на протяжении последних лет практически не меняется. Преобладают вопросы ЖКХ, строительства, жилищной политики, землеустройства и землепользования, социального и пенсионного обеспечения, здравоохранения. Нередко поднимаемые вопросы затрагивают интересы различных социальных групп, трудовых коллективов, целых сельских поселений.

Как подчеркнули в Совете Республики, работа с населением является одним из главных направлений деятельности и выстроена на системной основе.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter