В следующем году мир отметит трагическую дату — столетие начала Первой мировой войны

Чтоб знали и помнили

В следующем году мир отметит трагическую дату — столетие начала Первой мировой войны...

Наверное, никому не нужно доказывать, что историческая память — тот фундамент, на котором можно строить уверенное будущее, что белые пятна прошлого аукнутся пробелами в духовном воспитании потомков.


В следующем году мир отметит трагическую дату — столетие начала Первой мировой войны, перекроившей карту Европы, перекорежившей судьбы миллиардов людей. Беларусь на годы превратилась в арену кровавых битв. Здесь совершались подвиги и гибли невинные, миллионы людей становились беженцами... Но те события в нашем сознании оказались заслонены последующими, не менее трагическими и значительными — революция, Вторая мировая война. Об увековечении памяти событий Первой мировой войны на территории Беларуси собрались поговорить люди неравнодушные и компетентные. Директор, главный редактор Издательского дома «Звязда» Александр КАРЛЮКЕВИЧ, историк, автор книг о Первой мировой войне Владимир ЛИХОДЕДОВ, руководитель представительства Россотрудничества в Республике Беларусь Виктор МАЛАШЕНКО, начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Минского облисполкома Руслан ТРУХАН, художник, основатель музея Первой мировой войны в д. Забродье Вилейского района Борис ЦИТОВИЧ, начальник управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры Республики Беларусь Вадим ЩЕРБИЧ.


«СБ»: Довелось читать, что во Франции в 1918 году после победы было решено поставить 30 тысяч памятников, чуть ли не в каждом населенном пункте. Случалось, за день их ставили по пятнадцать! Согласитесь, впечатляет такой патриотический порыв. А достаточно ли внимания уделяется в Беларуси памяти Первой мировой войны?


А.Карлюкевич: Мне кажется, мемориализация — не только памятники. Это и информационное сопровождение самой даты, раскрытие событий в историко–краеведческом плане. Вот здесь есть пробелы. Обычно все основывалось на общественной инициативе, на усилиях отдельных краеведов. Почему сегодня столько внимания к Сморгони? Не в последнюю очередь благодаря материалам историка Владимира Лигуты. Почему мы говорим о Вилейке? Потому что там есть Борис Цитович, создавший музей Первой мировой войны. Почему в связи с событиями Первой мировой войны мы вспоминаем о Несвиже, Снове, Городее? Потому что там тоже были краеведы, занимающиеся этими вопросами. Пришла пора эту общественную инициативу — и прошлых десятилетий, и нынешнего времени — аккумулировать, объединить. И объединителем этих общественных инициатив надо выступить государству.


В.Лиходедов: Пока в нашей стране недостаточно уделялось внимания сохранению памяти о Первой мировой войне. Большей частью это держалось на энтузиастах вроде Владимира Богданова, который составляет каталоги захоронений, семьи Цитовичей, создавших музей, восстановивших три кладбища русских солдат, и других неравнодушных людей. Надо, чтобы работа общественников была совмещена с большей заботой государства, потому что порой ресурсов местных властей, при всем их желании, не хватает.


Р.Трухан: Рядом со мной сидит Борис Борисович Цитович, он подтвердит, то, что сделано им за последние десятилетия, проводилось непосредственно при поддержке местной власти. Его инициативам помогали и Вилейский райисполком, и СПК «Нарочанские зори». Совместная работа, о которой вы говорите, присутствует. Не хватает, возможно, системности.


В.Лиходедов. За что хотелось бы сказать отдельное спасибо вилейским руководителям.


«СБ»: Какое участие принимает в увековечении памяти Первой мировой войны в Беларуси российская сторона?


В.Малашенко: Хочу выразить искреннюю благодарность не только от представительства Россотрудничества, но и от посольства Российской Федерации за приглашение на этот «круглый стол». Весной 2012 года я впервые услышал имя Бориса Борисовича Цитовича, узнал о замечательных праздниках, которые проходят 9 Мая в его музее в Забродье Вилейского района. И вот уже второй год встречаю этот праздник там. Естественно, Российская Федерация, так же как и братская Республика Беларусь, готовится отметить памятную историческую дату — начало Первой мировой войны. Лично мне близко мнение, что подвиг любого солдата, который присягал Отечеству и выполнял свой долг — не важно, кто над ним стоял, верховный главнокомандующий, царь, генеральный секретарь или президент, — не должен быть забыт. Нужно возродить нашу общую историю, восстановить справедливость. По этому поводу были заявления руководителя нашего государства, Владимира Путина. По инициативе белорусских и российских общественных организаций в Российском центре науки и культуры в Минске еще в мае прошлого года прошел «круглый стол» «Первая мировая война. Общая история, общая память». Где–то месяц назад подобный «круглый стол» состоялся в Вильнюсе. В ближайшее время планируем провести конференцию в Российском центре науки и культуры.


В.Лиходедов: Россия, безусловно, наш главный партнер в таких проектах, касающихся общей истории.


В.Малашенко: Сейчас мы составляем список предложений о финансировании мероприятий в связи с юбилейной датой 1914 года, надеюсь, поддержка найдется для всех добрых дел. У нас уже есть пример — в Минске восстановлено кладбище русских солдат, погибших в Первую мировую. Естественно, всё будут координировать государственные органы Республики Беларусь, а мы готовы подставить свое плечо.


«СБ»: Таким образом, сейчас у нас хорошая возможность обсудить возможные проекты и мероприятия.


В.Щербич: По распоряжению Президента создан оргкомитет по подготовке и проведению мероприятий, приуроченных к 100–летней годовщине начала Первой мировой войны. Его возглавляет заместитель Премьер–министра Анатолий Тозик. Разработан план мероприятий. Это и республиканский субботник, средства от которого будут направлены на благоустройство мемориалов и памятников воинской славы, и создание мемориального комплекса в Сморгони, проведение полевых поисковых работ по выявлению воинских захоронений погибших в годы Первой мировой войны, разработка туристических маршрутов, организация различных выставок, встреч, конференций, патриотических акций, международного митинга–реквиема, театрализованных представлений и других мероприятий.


А.Карлюкевич: В феврале 2014 года на Минской международной книжной выставке–ярмарке на втором этаже выставочного комплекса «БелЭкспо» при поддержке газеты «СБ. Беларусь сегодня», Издательского дома «Звязда» и издательства «Технология» будет представлен авторский проект Владимира Лиходедова «В поисках утраченного», посвященный теме Первой мировой войны.


В.Лиходедов: Проекту «В поисках утраченного» в следующем году исполняется десять лет. Возник замысел рассказать в нем и о Первой мировой войне. Хочу обратить ваше внимание, что в других странах мероприятия не ограничатся одной датой и одним годом, они будут продолжаться с 2014 до 2018 года, то есть до юбилея окончания войны. И мы тоже решили составить план на пять лет. Организуем ряд международных выставок, основанных на фотофактах. Покажем книги, изданные во время войны и принадлежавшие ее участникам. Например, «Устройство пулемета кольт», «Правила ведения стрельбы»... Состоится международная филокартическая конференция. Темы удивительные, например, «Государственный банк во время Первой мировой войны» — мало кто знает, что это единственное учреждение, которое издало рекламные открытки в помощь воинам. На выставке СМИ, проходящей в Минске в День печати, покажем прессу времен Первой мировой из моей коллекции. В следующем году появится двухтомник открыток: у меня уже выходила книга «Беларусь глазами немецкого солдата», сейчас хочется отразить взгляд и с другой стороны. В «СБ» и газете «Звязда» в течение пяти лет собираемся публиковать хронологию «Iмгненнi Першай сусветнай вайны», иллюстрированную открытками.


Б.Цитович: Совместно с Вилейским исполкомом и Минским областным исполкомом построим на кладбище в Вилейке часовню в память о погибших русских солдатах. Там найдено триста воинских могил, над многими уже сделаны последующие захоронения. Мы установили двести пятьдесят имен солдат, часовня увековечит их память. Вилейский исполком на сегодняшний день собрал на счет для постройки более 80 миллионов. Возле восстановленного мной и Владимиром Лиходедовым в Вилейском районе памятника всем погибшим в войне 1812 года хотим создать аллею памяти в честь погибших в трех войнах — 1812 года, Первой мировой, Великой Отечественной. Получили одобрение этой идеи в Администрации Президента.


В.Лиходедов: Еще одна идея — виртуальные выставки, которые хотим показать в разных городах и странах. Ну и в перспективе — создание виртуального музея Первой мировой войны.


В.Щербич: Полагаю, это правильно — нужно, чтобы тема постоянно звучала, необходимо размещать на сайтах музеев, библиотек информационные материалы, виртуальные выставки, учитывая, что в фондах музеев страны хранятся раритеты, относящиеся к событиям Первой мировой.


В.Малашенко: В Российском центре науки и культуры есть виртуальный филиал Русского музея — если, скажем, молодые люди не могут поехать в Санкт–Петербург, с его помощью увидят знаменитые дворцы, посетят выставки и музеи. Идея себя оправдывает. Сейчас вы мне выдали огромный объем информации. Я попросил бы сформулировать, какую именно поддержку вы хотели бы получить от Российской Федерации для осуществления своих проектов, и мы немедленно отправим заявку для рассмотрения.

«СБ»: Одним из главных объектов, связанных с увековечением памяти о Первой мировой войны в Беларуси, является музей в деревне Забродье, созданный Борисом Цитовичем. Будет ли пересматриваться его статус?


В.Лиходедов: В Беларуси нет государственного музея Первой мировой войны. И это стыдно. То, что можно видеть, сделано благодаря энтузиастам. Музей в Забродье пока небольшой, но экспонаты собраны уникальные. Он перерос свои рамки и те усилия, которые может вкладывать в него Борис Борисович и его семья. Там нет электричества, отопления, охраны, экспонаты могут банально украсть. Да, это тяжело, но создать на базе музея в Забродье серьезный, республиканский музей Первой мировой войны можно. Там сохранились и уникальный ландшафт, три кладбища, лазарет. Главное — начать. Я охотно передам туда кое–что из оригиналов своей коллекции.


В.Щербич: Конечно, для повышения своего статуса музей должен обладать должным количеством раритетов.


Р.Трухан: После поездки по Вилейскому району мы обсуждали этот вопрос. В сентябре Минским облисполкомом была создана комиссия, прежде всего юридическая. Мы работали над тем, чтобы придать государственный статус тому, что создано руками Бориса Борисовича. Принято решение, что Вилейский краеведческий музей будет преобразован в государственное учреждение «Музей истории Первой мировой войны», в штат которого будут введены ставки научных сотрудников, экскурсоводов, технического персонала для обслуживания посетителей и туристов, проведения научно–поисковой работы и обслуживания территории мемориального комплекса. Сейчас предстоит серьезная работа по подготовке документации.


В.Лиходедов: Это отличная новость.


В.Щербич: Да, когда мы начинаем создавать государственное учреждение, вступают в действие требования, определенные Законом «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь». Каждый предмет нужно поставить на учет, обеспечить охрану, пожарную безопасность. Критерии достаточно четкие, и мы не можем подойти к уже существующему объекту некритически.


В.Лиходедов: Вопрос с нехваткой площадей можно решить, если рядом поставить несколько старых вагонов, стилизовать под бронепоезд и сделать там экспозицию.


Б.Цитович: Да, интересно расширить экспозицию, поставив рядом санитарный, штабной, солдатский вагончики, стилизованные под бронепоезд. Освободить подъезд к часовне–памятнику, возле которой сейчас активно сливают жижу со свинофермы. В трех вагонах появятся дополнительные 60 кв. м для экспозиции и 150 кв. м в бронепоезде. Один вагончик мы уже притащили, он, конечно, не времен Первой мировой, но похож по размерам. Настоящий найти не удалось, да и стоит дорого. Но при использовании современных материалов можно стилизовать, утеплить, провести электричество.


В.Щербич: Нужно продумать, как туда подниматься старикам, детям, инвалидам.

«СБ»: Можно поставить вагончик и инфраструктурного характера, типа вагона–ресторана.


А.Карлюкевич: Хорошая идея! Ясно, что бизнес не придет финансировать музей — разве что люди, влюбленные в историю. Но если там создать инфраструктуру и появятся новые рабочие места, это принесет и экономическую пользу.


Б.Цитович: Главное — во всем соблюдать меру. Сохранить аутентичный вид деревни. А то если мы там сделаем Нью–Васюки, не станет ни музея, ни деревни.


В.Лиходедов: Сейчас музею помогает фонд памяти Первой мировой войны «Кроки», который создали Борис Борисович с единомышленниками. Считаю, этих людей ни в коем случае нельзя отодвигать в сторону. Они могут войти в попечительский совет. И, конечно, должен остаться Борис Цитович как идейный и «художественный» руководитель.


Б.Цитович: Первый раз идею о создании в республике музея Первой мировой войны я огласил по «Столичному телевидению» 23 февраля 2002 года. Идея заключалась в мемориализации следов Первой мировой войны. Если мы хотим стать туристической страной, исключить мемориальный туризм невозможно. Куда бы в нашей стране человек ни поехал, он встречает следы войн. И речь идет не о музее под открытым небом, а о ландшафте. Военном ландшафте. На международной конференции, проходившей на базе Национального парка «Нарочанский», говорили, что на территории сельсовета существует целый комплекс объектов — часовни, кладбища, памятники, и можно вести речь о музеефикации со смежными странами.


В.Лиходедов: Нужно брать всю линию фронта по 1915 год!


Б.Цитович: Стыдно, что мы не музеефицируем эти следы. На Мядельщине, Сморгонщине могут быть экспозиционные поля по принципу Куликова.


В.Лиходедов: Линия фронта проходила во многих местах по рекам и каналам. Огинский канал, река Щара, Нарочанское озеро... Если облагородить маршрут, там и на байдарках можно путешествовать.


Б.Цитович: В том, что касается солдат императорской армии, нужно не столько восстанавливать, сколько начинать с нуля. Все памятники воинам кайзеровской армии — с именами и полками. А мы рады, что установили хоть часть имен русских солдат. И здесь для нас пример — усилия немецкой общественной организации «Народный союз по уходу за захоронениями». В императорской армии, кстати, тоже аккуратно хоронили погибших, в архивах есть списки — кроки. Есть фотографии, свидетельствующие, что на братских кладбищах строили по две часовни, надписи писали: «Спите спокойно, родина вас не забудет». Но получилось, что подзабыли.


В.Лиходедов: Упомянутый немецкий «Народный союз» финансируется государством.


А.Карлюкевич: Мы богаты ресурсами и инициативой. Все больше белых пятен истории заполняется. Огромная заслуга в этом принадлежит простым «любителям», патриотам своей страны. Государство должно внимательнее отзываться на инициативу снизу.


Б.Цитович: Мы не на пустом месте обращаемся к государству. Я лично занимаюсь темой мемориализации с 1975 года. На празднование 9 Мая — а мы вспоминаем в этот день два поколения воинов, Первой и Второй мировых войн, — уже в течение 29 лет к нам приезжают не менее трехсот человек. Разрабатываем маршруты для школьников по линии фронта, шесть лет подряд историк Михаил Петух водит по ним детей. К сожалению, у нас в стране нет официального дня памяти Первой мировой войны. В России такой день определен 1 августа, если не ошибаюсь, в Европе — 11 ноября, и в этот день мы проводим автопробег по местам захоронений воинов. Для тех, кто не едет на машинах, исполком дает автобусы. Обязательно участвуют клубы исторической реконструкции из Беларуси, России. Ко мне приехал представитель автомобильного клуба «Запорожец», и мы договорились в сентябре организовать автопробег к 95–летию окончания войны. В 2015 году будет столетие Нарочанской операции, затем — Барановичской операции, Свентянского прорыва...


В.Лиходедов: Брест–Литовский мир — тоже очень серьезное событие.


Б.Цитович: Целесообразно было бы провести к этим датам крестные ходы. Кстати, есть целая книга свидетельств о явлении Богородицы воинам императорской армии. Сейчас я пишу икону, на которой изображена Богородица и преклоненные перед ней воины. Никто не должен быть забыт! Хорошо, что в Сморгони будут устанавливать памятник. Но он очень большой. Я лично против такой формы. Гигантизм уже показал свою несостоятельность. Появление большого, дорогостоящего памятника на много лет отсекает заботу о других захоронениях, где лежат солдатики по болотам и окопам. Денег больше ни на что нет. А надо хотя бы обозначать могилы! Недавно историк Владимир Богданов нашел еще два захоронения российских солдат: одно в Воложинском районе, другое — в Сморгонском, и инициирует установление там двух дубовых крестов за свой счет. Еще одна братская могила обнаружена возле трассы Минск — Нарочь, к сожалению, когда заготавливали лес, ее запахали. Но останки мы нашли, и планируем тоже установить памятный знак.


В.Щербич: На сегодняшний день мы должны определить места, которые могут быть увековечены.


В.Лиходедов: Это можно сделать по старым открыткам и фотографиям.


В.Щербич: Надо более серьезно проработать эти вопросы с руководством на местах. Определить: да, эта фотография относится к данной местности, именно здесь этот памятник или лазарет находился.


Б.Цитович: Мы рассматриваем свои мемориалы не просто как памятные знаки, но как учебные пособия. Например, на аллее памяти — пирамида из макетов четырех винтовок, бывших на вооружении армий во время Первой мировой войны. На каждом из 35 камней аллеи — название страны, участвовавшей в войне, и количество погибших.


«СБ»: Логичным было бы привлечение к сотрудничеству государств — участников Первой мировой войны. Это планируется?


В.Лиходедов: Да, мы хотим пригласить на наши мероприятия представителей этих стран. Нужно, чтобы там помнили, что Первая мировая война велась на территории Беларуси, о чем не все знают. Ну и идея примирения тоже важна. Хотя, конечно, есть вещи, которые прощать нельзя.


В.Малашенко: Мы никогда не предадим забвению, что во время Великой Отечественной войны творили на нашей земле гитлеровцы и их пособники. Мы должны сохранить неразрывной цепочку нашей общей истории. И Отечественная война 1812 года, и война 1914 — 1918 годов, и Великая Отечественная — все должно остаться в нашей исторической памяти. Один российский политолог сказал о «глобальном жандарме в лице Америки». То, что творят они сегодня, подтверждает, что мы должны быть вместе и в жизни, и в истории. Привнесенные какими–то олигархическими кланами неприятности должны уйти, а народы были и останутся. Конечно, нужны не только слова, но и дела. Наше взаимодействие с Борисом Цитовичем будет продолжено. Обязательно поддержим совместный проект «СБ» и Владимира Лиходедова «В поисках утраченного». Вот как–то с Александром Николаевичем Карлюкевичем мы пообщались и родилась идея, чтобы в День единения народов Беларуси и России собрать писателей из обеих стран. Во время этого мероприятия мы посетили минскую 12–ю гимназию. Десятиклассница Вероника Агейко прочитала замечательное стихотворение «Мы славяне». После этой встречи я попросил заместителя главного редактора журнала «Наш современник» Александра Казинцева опубликовать эти стихи в своем издании. И вот недавно вручил юной поэтессе на школьной линейке букет цветов и ксерокопию ее публикации. Мы должны все такие ростки духовности поддерживать. И это хорошо, что сегодня прозвучала идея, что мы не просто отметим памятную дату начала Первой мировой войны, но продолжим вспоминать ее события до столетия со дня завершения. Ведь главный вывод из этого — не допустить новых войн.

 

Советская Белоруссия №192 (24329). Пятница, 11 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter