Побывали в гродненской школе, где старшеклассникам предлагают обедать по системе шведского стола

Что закажете?

Со вкусом подошли к организации школьного питания в Гродно. Здесь активно развивают систему шведского стола — новую методику переняли уже 14 городских школ. Суть в том, что ученики делают предварительный заказ, выбирая из меню понравившиеся блюда. Поварам, конечно, непросто: чтобы угодить ребятам, приходится готовить множество разных салатов, горячих, гарниров и даже напитков. Зато порции с любимой едой школьники съедают подчистую.


На кухне гродненской средней школы № 13 имени Владимира Цабо кипит работа. К обеду поварам необходимо приготовить десять блюд: три варианта закусок, три — холодных блюд, два гарнира, чай и компот. В руках у заместителя директора Тамары Калач, которая отвечает за организацию питания, итоговая таблица с количеством заказанных блюд. Тут, как в спорте, — свои фавориты и аутсайдеры. В лидерах овощной салат с колбасой и салат из капусты, а также драники с мясом и шницель из филе цыплят с картофельным пюре. Среди отстающих — салат из свеклы с сыром и блинчики с творогом.
Индивидуальный подход дает множество плюсов, — уверен директор школы Павел Сороко. — Отходов получаем мизер, ведь ученики выбирают любимые блюда. Шведский стол предложили пока только 10- и 11‑классникам. У ребят, получивших полноценный обед, остаются силы и настроение для дополнительных занятий. Особенно это важно для тех, кто готовится к предметным олимпиадам, экзаменам.
Введению новой методики школьного питания предшествовала серьезная подготовка. Например, проводили анкетирование ребят, чтобы узнать их предпочтения. Так в меню появились горячо любимые детьми конвертики из лаваша с колбасой и сыром. А для того, чтобы школьники не увлекались однообразной едой, в схеме шведского стола ввели железное правило: ни одно из блюд не подается на стол чаще одного раза в неделю.


В администрации школы вспоминают: на первых порах применение новой методики принесло немало сюрпризов. Например, ребята, сделавшие свой выбор заранее, при раздаче могли изменить решение и попросить что-нибудь другое. Постепенно все шероховатости выровнялись. Школьники поняли, что к выбору обеденного меню стоит относиться ответственнее, а повара приноровились к вкусовым пристрастиям ребят.

...Звучит звонок. Столовая вмиг оживает. Ученики выстраиваются в очередь, получают порцию — и за стол. На обед есть 15 минут. Десятиклассница Дарья Игнатик в среднюю школу № 13 перешла с этого учебного года: решила поступить в правовой класс, чтобы связать свою жизнь со сферой охраны правопорядка либо таможенными органами.

— Я не прогадала, учиться нравится, — улыбается девушка. — И получила еще один приятный бонус. В прежней школе блюда мы не выбирали, а здесь, как в ресторане, это здорово. Практически всегда съедаю все без остатка, и родители довольны.


За соседним столиком уплетают свой обед две одноклассницы Дарья Козловская и Агата Эйсмонт. У одной — оливье и драники, у второй — салат из капусты и отбивная с пюре.

Мы дружим, и интересы у нас одинаковые, но предпочтения в еде разные, и это круто, что к нам прислушиваются, — говорят девчонки. — Еда вкусная, как дома. Чувствуется, что поварам не все равно, понравится нам то, что они приготовили, или нет.

Перемена пролетает быстро. Ребята благодарят за обед и уходят на уроки. Директор школы и его заместитель с улыбкой провожают глазами пустые тарелки, которые плывут на транспортерной ленте и исчезают в проеме, ведущем в технологическое помещение:

— Опыт замечательный. Будем его расширять. С четвертой четверти постараемся подключить к системе шведского стола еще и девятые классы.









charovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter