Что забрали у бравших

В 2008 году коррупционеры нанесли стране ущерб в 58 миллиардов рублей

Как  возмещается  ущерб,  причиненный  коррупционными  преступлениями

О том, как  выполняются задачи, поставленные Государственной программой по борьбе с коррупцией на 2007—2010 годы, а также требования главы государства о коренном улучшении результативности работы по противодействию этому злу, корреспондент «Р» беседует с заместителем Генерального прокурора Беларуси государственным советником юстиции третьего класса Виктором КОНОНОМ (на снимке).

— Виктор Александрович, коррупция существовала еще в глубокой древности. В частности, в древнеиндийском трактате по искусству управления государством «Артхашастра» (IV век до н.э.) подчеркивается, что  важнейшей задачей является борьба с казнокрадством. Называется 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод, что легче угадать путь птиц на небесах, чем уловки хитроумных чиновников. Что изменилось с тех древних пор?

— Количество способов хищения казенного имущества существенно увеличилось, и бороться с коррупцией стало отнюдь не легче.

— Еще один ретроспективный взгляд. В древности основным инструментом борьбы с казнокрадством была слежка. Доносчику доставалась доля имущества того, кого осуждали за должностное преступление. В России при Петре I коррупция приобрела широчайший размах. Любопытным будет такой пример. После продолжительного следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Через три года четвертовали за взяточничество и обер-фискала Нестерова – того самого, что изобличил Гагарина.  Нечто подобное наблюдается и в нашей действительности. «Р» не раз писала о том, как борцы с коррупцией порой сами попадают в ее сети…

— Действительно, иногда такие случаи имеют место. Никто этого не скрывает и не замалчивает. Но речь надо вести об отдельных фактах, а не о какой-то системе. Абсолютное большинство борцов с коррупцией профессионально делает свое дело и добивается хороших результатов.

Анализ результатов работы, проводимой по выполнению Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007—2010 годы, подтверждает существенные подвижки. В минувшем году (в сравнении с предыдущим) количество преступлений коррупционной направленности сократилось на 11,3 процента. Доля зарегистрированных коррупционных злодеяний в объеме общей преступности, как и в 2007 году, составила 1,7 процента. В структуре коррупционной преступности значимых изменений не произошло. Наиболее велик удельный вес таких преступлений, как служебный подлог и взяточничество, хищения путем  злоупотребления служебными полномочиями и властью.

В первом квартале нынешнего года количество зарегистрированных коррупционных преступлений в сравнении с таким же периодом прошлого года сократилось на 7,9 процента — с 1041 до 957. Количество фактов получения взяток уменьшились с 191 до 132. Общая тенденция  такова: снижение уровня коррупции на фоне усиления борьбы с этим явлением.

— Хотелось бы, чтобы вы сосредоточились на одном из стержневых вопросов обсуждаемой проблемы — возмещении ущерба, причиненного коррупционными преступлениями…

— По уголовным делам коррупционной направленности, находившимся в производстве следователей органов прокуратуры, внутренних дел, финансовых расследований и государственной безопасности, сумма ущерба, причиненного преступлениями, в минувшем году составила 58 034 000 тысячи рублей (в 2007 году — 82 262 000 тысячи). Наибольший ущерб причинен по уголовным делам, возбужденным по фактам хищений путем злоупотребления служебными полномочиями  и злоупотребления властью или служебными полномочиями. 

Эффективность же  работы по возмещению ущерба в ходе расследования уголовных дел анализируемой категории остается низкой. Сумма реально возмещенного ущерба составила 5 037 000 тысяч рублей — 8,7 % от причиненного ущерба. Вместе с тем органами прокуратуры ущерб от коррупционных преступлений в 2008 году возмещен на 59,8 процента. Наложен арест на имущество обвиняемых и подозреваемых на сумму 7 104 000 тысячи рублей, что составляет 12,1 %  от причиненного ущерба.

Неудовлетворительной следует признать работу следственных и оперативных подразделений КГБ и органов финансовых расследований КГК по обеспечению возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями. Ими обеспечено возмещение ущерба соответственно на 5,8 % и 2,3 %. Снижению эффективности работы правоохранительных органов в этом направлении способствует ослабленный надзор со стороны прокуроров районов за оперативно-розыскной дея­тельностью, пассивная позиция руководителей органов финансовых расследований, государственной безопасности. Имеются факты непринятия мер по обеспечению возмещения причиненного ущерба со стороны следственных подразделений органов прокуратуры и внутренних дел.

Следователи и дознаватели не в полной мере используют предоставленные им уголовно-процессуальным законом и Законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» возможности для своевременного обнаружения принадлежащего подозреваемым (обвиняемым) имущества. К сожалению, не изжиты и факты искажения статистической отчетности по вопросам обеспечения возмещения ущерба.

— Видимо, требуется предпринять и определенные законодательные шаги, чтобы повысить эффективность усилий по взысканию ущерба, причиненного коррупционными, да и другими, преступлениями?

— Это действительно так. Не разрешен в законодательстве вопрос о том, в каких случаях и по каким основаниям может накладываться арест на имущество, приобретенное за счет средств, полученных преступным путем, и переданное (отчужденное) третьим лицам. Нормативно не закреплено право обвиняемого на самостоятельную реализацию в ходе предварительного расследования изъятого и арестованного имущества. При этом одной из гарантий соблюдения законности должно выступать условие реализации имущества по цене не ниже его оценочной стоимости.   

Уголовным     законодательством     не    предусмотрены  нормы, стимулирующие обвиняемого (осужденного) к полному возмещению ущерба, причиненного преступлением, посредством определенного снижения ему максимального предела наказания за совершенное злодеяние, а также возложения на условно-досрочно освобождаемого осужденного обязанности возместить в течение неотбытой части наказания определенную часть причиненного преступлением ущерба. Уголовным кодексом  Беларуси не закреплена ответственность за уклонение от возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Недавно после обстоятельного обсуждения коллегия Генеральной прокуратуры постановила считать надзорную и правоохранительную деятельность по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлениями, по исчислению и взысканию процессуальных издержек  одной из приоритетных задач органов уголовного преследования и государственных обвинителей в деле защиты законных интересов граждан, а также государственных и общественных интересов. Выполнение принятого ею решения, безусловно, повысит эффективность работы правоохранителей в данном направлении.

— Как, на ваш взгляд, Виктор Александрович, грянувший мировой финансово-экономический кризис повлияет на обсуждаемую нами проб­лему?

— Состоявшийся в Лондоне саммит «двадцати» подтвердил, что мировой финансово-экономический кризис в основе своей имеет коррупционную составляющую. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но это не значит, что надо бессильно опускать руки. Требуется более широкое вовлечение всех слоев общества в выявление коррупционных преступлений. Необходимы профилактические меры, а также ликвидация  потенциальной питательной среды для коварного зла. Успешно противодействовать коррупции помогают предпринятые государством шаги по либерализации экономического законодательства, упрощению процедур, оптимизации ряда контрольных функций.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter