Что вам рассказать про Сахалин?

"Прежде всего ссыльного гонит из Сахалина его страстная любовь к родине.
"Прежде всего ссыльного гонит из Сахалина его страстная любовь к родине. Послушать каторжных, то какое счастье, какая радость жить у себя на родине! О Сахалине, о здешней земле, людях, деревнях, о климате говорят с презрительным смехом, отвращением и досадой, а в России все прекрасно и упоительно, самая смелая мысль не может допустить, чтобы в России могли быть несчастные люди, так как жить где-нибудь в Тульской или Курской губернии, видеть каждый день избы, дышать русским воздухом само по себе есть уже высшее счастье. Пошли, боже, нужду, болезни, слепоту, немоту и срам от людей, но только приведи помереть дома..."

Антон Павлович Чехов. "Остров Сахалин".

Чтобы попасть на Сахалин - далекий остров, великий русский писатель совершил непростое, в тысячи километров, путешествие. У нас - встреча с другим Сахалином. С деревней в Солигорском районе. Всего-то пару часов езды на маршрутном такси Минск - Солигорск. Сто с небольшим километров от столицы.

Белорусский Сахалин едва ли не на самой окраине города шахтеров. Но уже на территории Солигорского района. Откуда, из каких времен появилось поселение с таким нетипичным для Беларуси названием? Точных исследований на эту тему никто не проводил. И глубоких старожилов в деревне нет. Правда, одна версия (и, вероятно, наиболее правдоподобная) все же существует. Первым поселенцем (надо полагать, еще в довоенную пору) оказался бывший житель Сахалина настоящего. Сегодня уже не помнят ни его имени, ни его фамилии. Только и повторяют из поколения в поколение: "Был такой сахалинец..."

А кто сегодня остался в солигорском Сахалине? Из 17 хат только в шести проживают постоянно прописанные в сельсовете жители. Знакомьтесь с сахалинцами... Пенсионер, инвалид II группы Александр Федорович Новицкий. Павел Федорович Лойко - тоже пенсионер. Ему уже 70... Живут по одному. В соседних домах - тоже мужики-одиночки, но помоложе. Вячеслав Гапанович работает полеводом в СКП "Горняк", а Борис Демидович - газоэлектросварщик в "Спецшахтострое".

И только в одной из сахалинских хат - детские голоса. Совсем недавно в солигорский пригород из Казахстана переехала Людмила Исакова. Еще не пенсионерка. Думает вот, куда бы на работу устроиться. Зять - 35-летний Владимир Мирошниченко - работает крепильщиком в Третьем рудоуправлении. Вообще-то "Беларуськалий" со всеми его структурными подразделениями - что для сахалинцев, что для жителей других пригородных деревень - настоящее благо. "Лишь бы только устроиться на шахту, на рудник", - говорят здесь как о решении всех жизненных проблем сразу. Конечно же, такое счастье не всем приваливает. Но если повезет... Тогда и деревенская жизнь совсем не деревенская. Скорее, городская. И для Сахалина тоже. Магазинов рядом хватает. Заведи, если не в тягость, небольшой огородик - и живи себе на здоровье... В хате Людмилы Исаковой - еще дочь Евгения, двое внуков, Алексей и Георгий. Леша - школьник. Он-то уж точно знает, что такое остров Сахалин, свою родную деревню с далекой стороной никоим образом не сравнивает. А если и сравнивает, то только в лучшую сторону. Особенно нравится мальчишкам в солигорском Сахалине летом, в начале осени. Раздолье!.. Сел на велосипед - и катайся из конца в конец. Ни тебе машин, ни хулиганья городского. Правда, пока еще и сами ребята новички в Сахалине. Еще только узнают окрестности, запоминают названия соседних поселков. Раньше их (случается, и сейчас для удобства) называли по номерам: первый, второй, третий... А все скопом - Чижевичские поселки.

Путешествие по острову Сахалин подтолкнуло Антона Павловича Чехова и к следующей записи: "Нигде старое так скоро не забывается, как на Сахалине, именно благодаря чрезвычайной подвижности ссыльного населения, которое здесь меняется коренным образом каждые пять лет, и отчасти отсутствию в здешних канцеляриях порядочных архивов. То, что было 20 - 25 лет назад, считается глубокою стариной, уже забытою, погибшею для истории. Уцелели только кое-какие постройки, уцелел Микрюков, десятка два анекдотов, да остались еще цифры, не заслуживающие никакого доверия, так как ни одна канцелярия тогда не знала, сколько на острове арестантов, сколько бежало, умерло и проч."

Самый главный историк белорусского Сахалина - Павел Федорович Лойко. Самый первый старожил. Ему и карты в руки. Но не очень-то любит рассиживаться на скамеечке и байки рассказывать Павел Федорович. Из всех сахалинцев у него единственного полный двор живности. И куры, и свиньи. Когда удивляется кто-то, что, мол, только один Павел Федорович решает в Сахалине продовольственную программу, старожил "в игру" включается моментально: "А кто же нас обеспечит, кроме самих себя?!" На самом деле проблем с доставкой товаров - никаких. Город совсем рядом. Да и потребсоюзовская автолавка может заглянуть в любой момент.

Связь у Сахалина с остальным миром - не только посредством телевизора. Не только ради того, чтобы пенсию раз в месяц привезти, заглядывает в деревню почтальон Мария Владимировна Трошина. Сахалин с шестью жилыми домами на ее участке - едва ли не самое хлопотное поселение. Здесь выписывают две "Советских Белоруссии", три "районки", другую периодику. Пожалуй, Сахалин - самая читающая в стране деревня!..

И все-таки Павел Федорович мог бы что-то из истории рассказать. Если не Сахалина, то хотя бы окрестных деревень. Из недалеких Кулаков (все тот же Чижевичский сельсовет) - писатель Алексей Кулаковский. В свое время он здорово получил по шапке за повесть "Добросельцы", где, казалось бы, только слегка покритиковал карьеристов, демагогов и саму колхозную деревню. Из Кулаков и драматург Анатолий Делендик (тот самый, что, кроме всего прочего, сценарий "Анастасии Слуцкой" написал). И все это - история.

"Хорошие люди и хорошие дела уже не составляют редкости", - писал в "Острове Сахалин" Чехов. Познакомившись с солигорскими сахалинцами, можно с этим согласиться... Но только долгий ли век у деревни Сахалин, незатейливо спрятавшейся между солигорскими многоэтажками и рудниками?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter