Что в «сухом» остатке?

На ряде оптовых предприятий потребкооперации сложилась парадоксальная ситуация

На ряде оптовых предприятий потребкооперации сложилась парадоксальная ситуация, когда одних товаров в избытке, а других, наоборот, не хватает

Вопросы работы оптовых предприятий находятся на постоянном контроле в Правлении Белкоопсоюза, поскольку они являются главным связующим звеном в торговой цепочке от производителя к потребителю. И если это звено начинает давать сбои, лихорадит весь торговый механизм. Поэтому, следуя известному утверждению, что болезнь легче предупредить, чем лечить, в штабе кооперативного ведомства делают упор именно на профилактику, внимательно отслеживая проявление тех или иных нежелательных симптомов в оптовой сфере. Анализ показывает, что такой подход оправдан и экономически эффективен.

На одном из последних заседаний Правления Белкоопсоюза, в частности, отмечалось, что по итогам девяти месяцев нынешнего года темпы роста оптового оборота составили 115,6 процента. При этом удельный вес поставки товаров с оптовых предприятий в розничном товарообороте райпо возрос по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 2,5 процентного пункта и достиг 29,6 процента при задании 25 процентов. Примечательно также то, что товары в основном поставляются по уже сформированным ценам и здесь опять-таки значительно превышено установленное задание. Высокими темпами развивается розничный товарооборот оптовых предприятий. Между тем надо признать, что при всех бесспорных плюсах имеются и существенные минусы, которые в случае непринятия действенных мер способны дестабилизировать обстановку. Речь прежде всего идет о выполнении оптовыми предприятиями облпотребсоюзов плана поставки товаров в обслуживаемые райпо согласно утвержденной специализации. Создается впечатление, что не везде на местах этот показатель воспринимают как руководство к действию. В результате за девять месяцев в Витебском, Могилевском и Брестском облпотребсоюзах в опте замедлилась товарооборачиваемость.

На ряде оптовых предприятий сложилась парадоксальная ситуация, когда одних товаров в избытке, а других, наоборот, не хватает. Наглядной иллюстрацией к сказанному является хотя бы Витебская универсальная база, где по состоянию на начало сентября товарные запасы по рыбным консервам, маргариновой продукции, маслу растительному, табачным изделиям, гвоздям, эмали и т.д. были ниже норматива на 2—13 дней. С другой стороны, более чем в два раза выше норматива длительное время на складах находились остатки кондитерских изделий ОАО «Коммунарка», трикотажных и чулочно-носочных изделий, осветительных ламп. Аналогичные факты были также выявлены на Могилевской межрайбазе.

Постановлением Правления Белкоопсоюза была утверждена специализация и схема товародвижения, которой по логике на местах должны неукоснительно следовать. Однако, к сожалению, на практике так получается далеко не всегда и не везде. Следствие такой «самостийности» — неэффективный закуп товаров оптовыми предприятиями. Могилевской межрайбазой, к примеру, в июле – августе были закуплены без соблюдения утвержденной специализации и схемы поставки товары от одиннадцати поставщиков на сумму 335 миллионов рублей. В подобных прегрешениях были также уличены могилевские «Облпромоптторг» и «Облкоопкниготорг», Калинковичская межрайбаза, Витебская универсальная база.

Среди других недостатков в работе некоторых оптовых предприятий, которые были озвучены на заседании Правления Белкоопсоюза, следует отметить незначительный удельный вес поставки товаров внесистемным покупателям, просчеты во внешнеэкономической деятельности. Как и следовало ожидать, это привело к ухудшению их финансового положения наряду с ростом уровня издержек обращения.

Пройдет совсем немного времени, и нынешний год станет достоянием истории. Однако, если постараться, можно еще сделать очень многое по улучшению ситуации в кооперативном опте. Колесо при этом, образно говоря, изобретать не надо. Требуется лишь обеспечить безусловное выполнение комплекса мероприятий по выводу оптовых организаций республики, а также оптовых организаций Белкоопсоюза на ведущие позиции по поставке товаров на потребительский рынок, утвержденных Министерством торговли Республики Беларусь и Белкоопсоюзом 2 сентября этого года. Такая четкая задача поставлена перед правлениями облпотребсоюзов, и решение, не сомневаюсь, будет столь же конкретным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter