Что в школе?

Накануне 1 сентября я глубоко задумалась и озадачилась, нужна ли ребенку школа? Неожиданно. Ведь с самого рождения меня запланировали школьницей. У моих родителей в том далеком 1982 году, когда я с алыми гладиолусами из бабушкиного огорода и вколотыми в голову невидимками, придерживающими бант, пошагала на торжественную линейку, и мысли не было отказаться от обучения, оставив меня на домашнем образовании. Как это?! Мы, дети, стайкой, потоком, косяком двигались каждое утро в сторону школы. Вредные мысли не роились в голове — школа есть школа, и все, что там говорят — надо! Сменная обувь, выучить стишок и принести газеты на урок политинформации. В мире безоговорочных приказов жить было удобно, никаких сомнений, ни мысли, а вдруг все не так... В ту реальность мы уже не вернемся, мир расслоился на тысячу правд, и каждая тема в нем с десятком вариантов ответов, так что написание тестов становится все сложнее и сложнее. Нужна ли современному ребенку школа? А если нужна, то какая? И главное, где ее такую волшебную взять?

Мои знакомые решили, что не нужна.

У нас такая спокойная девочка, а там шум, лишняя информация.

Настеньку оставили на бабушку и приходящую учительницу. Несомненные плюсы теперь в том, что она не тратит времени на дорогу и не выслушивает, как учитель пять минут урока отчитывает Петю за невыполненное домашнее задание. Все по существу! Музыка, гимнастика, плавание. Настя уже дипломант международных музыкальных конкурсов и победитель шахматных турниров. Вот как мне не поверить в домашнее образование? Если все правильно организовано, эффект волшебный. Но! Родная сестра Насти Полина закатила истерику — хочу в школу! Дома она впадала в апатию и все время ныла, что ей надо ко всем, в класс. Теперь Настя учится дома, а Полина посещает школу и... тоже выигрывает конкурсы и турниры. Все дети разные, думаю я, — и это раз! А во-вторых, если человеку на роду написано выигрывать конкурсы и быть музыкантом, он хоть в школе, хоть где-то... а чему быть — того не миновать.

Но в моей семье другая закономерность — мы талантливы во всем. Понемногу. Но так с первого взгляда всех талантов и не разглядишь. Так что моя дочь уже попробовала свои силы в гимнастике, музыке, теперь всерьез нацелена открыть для себя  художественное направление. Про таких, как Даша, говорят “нормальный ребенок”, как большинство. И я, вспоминая слова “все дети ходят в школу”, не могу взять на себя такую ответственность и изъять ее из этого проекта. Потому что школа — социум, умение общаться и выживать среди тридцати таких же. Только вот коэффициент усваиваемых знаний меня смущает, потому что Петя опять не выполнит домашнее задание, а Ваня начнет болтать и учитель потратит время всего класса на наведение порядка, а тут и звонок, кто понял — тот понял, остальным дома мама объяснит.

Дополнительно передо мной встает вопрос: как же быть с материалом? Знаем ли мы, чему учить детей, и не нагружаем ли их ненужным балластом устаревшей информации?

Мир обновляется так быстро, что за неделю все приложения в моем компьютере устаревают, и я закачиваю их новые версии. Но разве возможно так быстро реагировать на изменения большой системе, где учебники нужно напечатать и выпустить к ним дополнительные материалы? Потому я как заинтересованное лицо читаю новости о том, как в той или иной стране борются с кризисом образования. Какие волшебные методики применяют и что ловят на выходе. Ах, финны, я о вас!

Самое ценное в этом мире — свобода и вдохновение. Может ли школьное образование строиться на этих постулатах? Та советская Таня Сулимова в это и не поверит и слушать не будет, но много раз обновленная и доставшая-таки из мозга невидимки, удерживающие нарядный бантик (ах, пришлось потерять), видит себе эту мысль единственно верной. Школа — как способ научить ребенка искать варианты ответов, а не зубрить бездумно. Школа, как место, где хотят раскрыть твои уникальные способности. Школа, как храм, в котором тебя принимают таким, какой ты есть. И все другие варианты школы, где ребенок не Ф.И.О. в журнале, а личность. Школа — платформа, площадка для развития. Продолжайте! Да!

Во все времена были Педагоги и училки. Первые открывали мир, меняющийся. Вторые вбивали в голову то, о чем и сами думать не хотели.

Порок современной системы знаний в том, что родители и педагоги часто сами не верят в ту информацию, которую хотят дать. Говорят одно, транслируют другое. Дети считывают невидимую правду, потому что они ангелы и делают все как есть. Не верят в необходимость тех или иных знаний и вообще в нужность школы.

Все на этом. Все внутри нас. Можно написать миллион законов, но пока нет веры и любви — к личности и к тому, о чем ты с ней говоришь, все пустое. И, да, в этом смысле домашнее образование гораздо больше опирается на правду, потому что там родители хорошо продумывают план для тех, кого любят, для своих детей. Но это нужно иметь особенные возможности и как минимум бабушку. Да, есть еще и частные школы, где новаторство внедрять проще. Уже неплохо, но тоже дорого.

Что нам делать всем, обычным и простым? Наши дети не хотят идти в школу. А когда приходят, не желают рассказывать, что в школе. За редким исключением, когда там случилось чудо — проблеск того самого солнца. А мы хотим, чтобы они благоухали и расцветали талантами. И были счастливы от возможности реализовать себя. И, поразмыслив, предполагаем — творчество, вот что должно быть в школе. Сотворение человека, личности как миссия. Будет или утопия?

sulimovna@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter