Что у картошки под мундиром? Почему в Беларуси до сих пор не появились устойчивые к жаре и невкусные для вредителей сорта картофеля.

Жара минувшим летом во многих районах съела урожай второго хлеба: при 30 градусах завязавшиеся было клубни рассасываются, чтобы отдать питательные вещества стеблям. В преддверии нового посевного сезона корреспонденты «НГ» выяснили, чем будут отвечать на погодные катаклизмы и атаки вредителей белорусские селекционеры.

Жара минувшим летом во многих районах съела урожай второго хлеба: при 30 градусах завязавшиеся было клубни рассасываются, чтобы отдать питательные вещества стеблям.

В преддверии нового посевного сезона корреспонденты «НГ» выяснили, чем будут отвечать на погодные катаклизмы и атаки вредителей белорусские селекционеры.

Самая популярная в Беларуси картошка — “лилея”, “уладар” и “скарб”.

Ежегодно коллектив отдела селекции картофеля Научно-практического центра НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству выращивает 100 — 130 тысяч штук новых гибридов. Только один из них через 10—12 лет становится сортом. После трехгодичных испытаний на двадцати белорусских сортоучастках и при условии, что новый сорт по ряду параметров превосходит ранее созданные, он может быть внесен в Государственный реестр. Реестр, в котором 76 сортов картофеля, постоянно обновляется — пополняется новыми сортами и избавляется от утративших популярность. Сейчас половина его сортов — белорусской селекции. Они занимают 80 процентов картофельных полей Беларуси и пользуются спросом в России и других странах.
— Наши сорта по продуктивности, устойчивости к болезням и вредителям ничем не уступают зарубежным,  по многим параметрам их превосходят, — говорит заведующий отделом селекции Вадим Маханько (на снимке). — Но и потребители, и производители часто не видят разницы между качеством сорта, семенного материала и продовольственного картофеля. А, увидев на прилавке неприглядные больные клубни, делают вывод: плохой сорт. На самом деле плох хозяин, вырастивший такую картошку.

Какими новыми сортами порадуют нас белорусские селекционеры?

— Мы, как и весь мир, отказались от намерения создать сорт, который был бы пригоден для всех целей.
Особое внимание ученые уделяют сортам для переработки. Уже создан картофель для производства чипсов, идет работа над сортами для картофеля фри. Относительно новое направление — создание картофеля, который можно перерабатывать без предварительного прогревания. Сегодня производителям приходится выбирать: хранить картофель при температуре 8 градусов, подавляя рост ингибиторами, или хранить при рекомендованной для клубней температуре 2—4 градуса, но перед переработкой в течение двух недель прогревать при температуре 14—18 градусов, чтобы сократить количество сахаров. Мир, белорусы в том числе, бьется над сортами, которые хранились бы при 2—3 градусах и не требовали прогревания.
А вот в извечном противостоянии картофелевода и колорадского жука борьба идет с переменным успехом:
— Невозможно создать устойчивый к колорадскому жуку сорт однажды и навсегда. Жук адаптируется ко всему, даже к трансгенному картофелю, который вырабатывает против него токсины. Поэтому один из пионеров в создании трансгенных сортов — компания “Монсанта” — прекратила работы в этом направлении.

Специалисты, которые пробовали на вкус белорусский трансгенный картофель, живы и полны творческих планов, заверил Вадим Маханько.

Но в магазинах трансгенные клубни искать не стоит, говорит он.
— Согласно белорусскому законодательству, такой картофель растет на удаленных изолированных полигонах и после исследований утилизируется в специальных сжигателях, — подчеркнул Вадим Маханько. По его словам, громких результатов в работе с трансгенным картофелем во всем мире не получено.
— Что мешает селекционерам в десятки раз повысить урожайность или создать скороспелую картошку, которая созревает к первой редиске? — удивляюсь я.
— При трансгенозе, то есть переносе генов, можно пересадить один или два гена, — объясняет Вадим Маханько. — То есть селекционеры такими методами в силах улучшить только те признаки, которые контролируются одним геном. А такие признаки, как содержание крахмала, урожайность, скороспелость, устойчивость к болезням и вредителям, контролируются группой генов, к тому же расположенных в разных хромосомах. У картофеля, кстати, четыре набора хромосом. То есть генетический аппарат этого растения сложнее, чем у человека. Наверное, поэтому ученые расшифровали геном человека раньше, чем картофеля. Хотя над этой проблемой работала большая группа ученых из разных стран.

В тему

Какой сорт лучше?
Однозначного ответа на этот вопрос нет: белорусские дачники выбирают ранние и среднеранние сорта картофеля, сельчане и крупные хозяйства — среднеранние и позднеспелые.
Самые популярные сегодня ранние сорта картофеля белорусской селекции  — “уладар”, “лилея”, “лазурит”, “дельфин”.
Поздние — “ласунак”, “маг”, “веснянка”, “блакит”, “журавинка”, “Рагнеда”.
Среднеспелые — “скарб”, “Янка”.
Если вы любите картошку, которая сильно разваривается, выбирайте сорта “выток”, “здабытак”, “талисман”.
Если предпочитаете не разваривающуюся — “дельфин” и “нептун”.
Самый популярный умеренно разваривающийся сорт — “ласунак”.
Высокоурожайными считаются сорта “Рагнеда”, “уладар”, “лилея”, “здабытак”, “скарб”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter