Разбираемся в сущности нейросетей. Что ты такое? Эпизод I. Скрытая угроза

За последние несколько лет искусственный интеллект срезал с себя крепко пришитый ярлык «научная фантастика» и прочно прописался  в ежедневных новостных лентах. Загадочные сущности под названием «нейросети» перестали быть чем-то футуристичным и уже сегодня совершают научные открытия, водят автомобили, пишут картины, музыку и тексты. Но не совсем понятно, что же такое нейросеть: сложный набор программ и алгоритмов или стойки со стройными рядами серверов. В этом выпуске мы промчим галопом от античности до лихих 90‑х в попытке определить отправную точку развития искусственного интеллекта.


В начале было Слово

Сегодня диапазон задач, которые способен выполнять искусственный интеллект, впечатляет. Совсем скоро нейросети собственнолично начнут оперировать первых пациентов. Как только разработчик поместит их искусственное содержание в утилитарную форму. И в одночасье шумные улицы городов заполонит сонм Homo creatus (в пер. с лат. «человек искусственный»), переполненных синтетическим сознанием, сокрытым под отблесками инфракрасных сенсоров. Но это потом. Сегодня разговор пойдет не о форме. Ведь сама суть нейронных сетей происходит из одного из самых мощных стремлений человека — стремления к созиданию. Это древнее непоколебимое убеждение, граничащее с комплексом бога. И речь не о детородных процессах или попытках перепрограммировать ДНК человека, а о стремлении создать «что-то» из «ничего».
Нейронная сеть — это образ и подобие Разработчика.

Мартышкин труд

Концепция искусственного интеллекта прошла тернистый путь от философских доктрин времен Аристотеля до наших дней. И до недавних пор идею создания ра-зума из ничего высмеивали.

Даже до нашей эры находились критики предтечей «нейронных сетей». Так, философ Цицерон с издевкой предлагал подбрасывать в воздух таблички с символами до тех пор, пока не получится осмысленный текст. Но, как оказалось в XXI веке, классики ехидничали зря. И теперь армия обезьян с табличками с нахальным упорством захватывает мир.


Да будет свет

Первые машины, работающие по принципу нейронных сетей, появились уже в 50‑х годах прошлого века. Всего через несколько лет после создания компьютера. Нейронные сети методом проб и ошибок способны самостоятельно придумывать верные решения, в отличие от алгоритмов, которые, следуя четкой последовательности действий, выдают заранее известный результат. Примерно в это же время исследователи начинают задаваться вопросами: может ли машина мыслить и мечтают ли андроиды об электроовцах? Философские парадигмы, описанные еще в древности, находят отклик в работах многих ученых и писателей-фантастов. На идеи прошлого опираются как титаны научной фантастики Айзек Азимов и Филип К. Дик, так и именитые ученые Алан Тьюринг и Марвин Ли Минский.

В модели искусственной нейросети попытались воспроизвести устройство человеческой нервной системы, и в частности головного мозга, который состоит из множества клеток-нейронов, обменивающихся друг с другом электрическими сигналами. Но чем же нейросеть отличается от компьютера, который создан из простых электрических компонентов? Ничем. Весь смысл в том, чтобы собрать сложную структуру из простых элементов.


От слов к делу

На самом деле нейросеть можно собрать из камней и палок: это набор простых правил, по которым обрабатывается информация. А точкой отсчета узла является искусственный нейрон, или, как его называют в народе, персептрон. Это не орган, а комбинация арифметических действий. И работает это еще проще: персептрон получает несколько исходных значений, умножает на коэффициент входящих сигналов (об этом чуть позже) этого значения, складывает и в зависимости от результата выдает значение 1 или -1.
Чувствуете, как щиплет между бровей? Ух, математика, забористая дрянь!

От сложного к простому и обратно

По сути, персептроны устроены ненамного сложнее, чем другие элементы компьютера, которые обмениваются единицами и нулями. Давайте попробуем понять, осмыслить и описать все это простыми словами. Персептрон выполняет одну задачу: брать значения и раскладывать по стопкам. Например, у нас есть изображение солнечной лужайки на окраине леса, и мы показываем нашему нейрону какую-нибудь точку на картинке, другими словами, посылаем ему в качестве исходных данных случайные значения. А затем спрашиваем: «Крошка нейрон, это небо или земля?» «Минус один, — отвечает нам персептрон, разглядывая облака. — Видно же, что земля».
Никакой точности от него ждать не приходится: с таким же успехом можно и самим тыкать пальцем в небо.
Но мы-то знаем правильный ответ, а значит, можем внести его в код и обучить. Звучит знакомо? Вот и получается, что за каждую неверную догадку персептрон в буквальном смысле получает плохую отметку, а за верную — хорошую.

При этом вышеупомянутый коэффициент входящих сигналов возрастает или уменьшается. Все это происходит в постоянном цикле до тех пор, пока нейрон неизбежно «поймет», что небо сверху, земля снизу, а доллары нужно было сдавать еще в сентябре.

После этого персептрон начинает игнорировать все неправильные варианты. А если дать ему еще немного подучиться, то достоверность определения неизбежно повысится. Это и называется машинным обучением. В реальности же работа формулы немного сложнее, но принцип остается неизменным.
Если взять дюжину дюжин таких нейронов, скрепить их друг с другом цепкими лапами синапсов, тогда мы получим нейросеть, способную обрабатывать различные команды. Один нейрон будет отличать красное от синего, второму поручат определить, где юг и где север, а третий будет думать, что делать с этими двумя.
Таким образом, в геометрической прогрессии возрастает многозадачность системы, и достаточно развесистая сеть может перелопатить целую гору данных и учесть при этом все свои ошибки.

Хоть персептрон и является базовой моделью, он заложил фундамент для дальнейшего развития нейросетей в том виде, в котором мы их знаем сегодня. И в прошлом крошка нейрон, а в будущем кандидат наук, гений, миллиардер, плейбой, филантроп Нейрон Персептронович будет обладать мириадами вариантов правильных ответов. Он сможет не только определять, где небо и земля, но также скажет, к какому семейству относится бабочка, мельком спорхнувшая с Chamaemеlum nоbile на лужайке, и за кем же все-таки гонится по небу созвездие Гончих Псов.


Эпоха застоя

Американский ученый Марвин Ли Минский в 1969 году издал книгу «Персептроны», ставшую фундаментальной работой для последующих разработок в области искусственных нейронных сетей. Содержащаяся в книге критика исследований и демонстрация необходимых вычислительных ресурсов считается одной из основных причин утраты интереса к искусственным нейронным сетям в 1980‑х годах. Новую волну внимания к теме искусственного интеллекта привлек суперкомпьютер Deep Blue, в 1997 году обыгравший чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.

Но если быть откровенным, то Deep Blue не учился на своих ошибках, а попросту перебирал миллионы комбинаций.
Увы, примерно в те же годы тогдашние нейросети уперлись в потолок своих возможностей. С поставленными задачами куда проще справлялись традиционные алгоритмы. Для сложных задач нейросетям по-прежнему не хватало вычислительной мощности.
ФАКТ

Уже больше сотни лет существует теорема о бесконечных обезьянах. В ней утверждается, что абстрактная обезьяна, щелкая случайным образом по клавишам печатной машинки, рано или поздно напишет вразумительный текст.

КСТАТИ

В 1958 году Фрэнк Розенблатт, родившийся в семье евреев, выходцев из Российской империи, создал вычислительную систему «Марк-1». Это был первый нейрокомпьютер, способный обучаться на простейших задачах. Он был построен на перcептроне, нейронной сети, которую Розенблатт разработал тремя годами ранее.

ИТОГ

Интерес к нейросетям вернулся на заре нового миллениума после переосмысления самой философии программирования. Но это уже совсем другая история...


РАЗГАДАЙ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ

Малевич. Шагал. Кандинский

Наш журналист попросила нейросеть Кandinsky 2.1 показать, как она себе представляет всем известные произведения. Сможете угадать?


Ответы

1. «Властелин колец», Джон Толкин

2. «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков

3. «Над пропастью во ржи», Джером Дэвид Сэлинджер

4. «Муму», Иван Тургенев

5. «О дивный новый мир», Олдос Хаксли

6. «Преступление и наказание», Федор Достоевский

7. «Три поросенка», Сергей Михалков

8. «Приключения Шерлока Холмса», Артур Конан Дойл

9. «Ромео и Джульетта», Уильям Шекспир

10. «Старик и море», Эрнест Хемингуэй

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter