Что-то в нас такое есть…

У Минска появятся брендовые музыка, шрифт, цвета и уличная еда

Имидж страны — это не только проекты, реализуемые государством, но и творческие идеи простых жителей

Кажется, прошли те времена, когда привычной реакцией иностранца на фразу «Я из Беларуси» было: «Где это?» или «А, это где-то в России…». Сегодня узнаваемость нашей страны в мире выросла, но верно и то, что конкуренция между странами и отдельными территориями за внимание международной общественности тоже обостряется. Что о нас думают иностранцы, как они воспринимают нашу страну? И кем мы сами себя считаем? Какие интересные проекты помогут привлекать в Беларусь туристов и деловых людей? Как повысить популярность отечественных товарных брендов за рубежом?

На эти непростые вопросы вот уже в третий раз попытаются ответить участники международного форума «Имидж Республики Беларусь». В этом году он пройдет под девизом «Время действовать», что указывает на основную направленность дискуссии. «Главная цель — в новых инициативах, в создании перспективных проектов в области территориального маркетинга. И мы ожидаем, что реализация этих инициатив по окончании форума пойдет более активно», — пояснил генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолий Акантинов.

Специалисты говорят, что тот информационный сигнал миру, который мы посылаем изнутри, должен быть постоянным, насыщенным и привлекать как можно больше внимания. «Мы понимаем, что действовать придется в условиях ограниченных финансовых ресурсов, но это характерно практически для всех стран мира, чей опыт мы изучали, — подчеркнул пресс-секретарь МИДа Беларуси Андрей Савиных. — Соответственно, нужно сосредоточить усилия на конкретных аудиториях, которые представляют для нас интерес». В первую очередь это деловые круги зарубежных стран — наши потенциальные партнеры и инвесторы. Вторая крупная категория — люди, которые заинтересованы в том, чтобы просто побывать в Беларуси, познакомиться с людьми, местным образом жизни. И третья — социально активные группы людей, которых волнуют различные проблемы, например, охрана окружающей среды, борьба с изменением климата и другие.

К сожалению, для Беларуси по-прежнему актуален вопрос отсутствия системных и насыщенных информационных ресурсов на иностранных языках. «Если мы хотим что-то рассказать о себе, необходимо для начала это сформулировать и положить на бумагу. Если не будет этого классического продукта, коммуникация будет весьма затруднена», — пояснил Андрей Савиных. Следующий шаг — поиск своих методов и механизмов работы, которые помогут донести информационный посыл до людей за рубежом. Наконец, нужны конкретные дела, проекты, события, которые привлекут внимание целевых аудиторий. Они могут проводиться как внутри страны, так и за ее пределами. Например, Беларусь принимает участие во всемирной выставке «Экспо», следующая пройдет в Италии в 2015 году. А на последней выставке в Шанхае экспозицию нашей страны посетили более 5 миллионов человек. Всего с участием Беларуси проходит ежегодно более 2 тысяч мероприятий за рубежом, рассказал Андрей Савиных. Это инвестиционные форумы, Дни экономики Беларуси, различные выставки, международные конференции и т.д. «Может быть, нам надо реструктуризировать эту работу, чтобы добиться большей эффективности, — подчеркнул пресс-секретарь МИДа. — Все равно финансовых ресурсов не хватит на все, и постоянно будет существовать проблема получения максимального результата при минимальных затратах».

По большому счету, создание имиджа своей страны — это задача для каждого ее жителя. Предусмотрено, что на государственном уровне этим будут заниматься четыре ведомства: министерства иностранных дел, экономики, спорта и туризма, культуры. Полезным может оказаться участие в процессе частного сектора и различных общественных ассоциаций. Как это происходит, можно увидеть на примере создания бренда города Минска. У этого процесса есть координатор — британский исследовательский центр INSTID, однако в нем принимают участие белорусские организации и частные лица. «Мы понимаем бренд как незримое клеймо, особый отпечаток, который есть на всем, что происходит в городе, во всех людях, которые здесь живут, на том, что здесь производят, как разговаривают, как общаются с иностранцами. Чтобы можно было понять: вот этот человек из Минска», — пояснила руководитель проекта «Бренд «Минск» Наташа Гранд. К работе над созданием бренда города привлечены его жители, специалисты в своих областях либо неравнодушные студенты, а также отдельные организации, в том числе коммерческие.

Понимание того, что из себя представляет Минск, у жителей города еще слабо выражено, рассказала Наташа Гранд, делясь результатами исследования. Поэтому инициировано появление нескольких проектов: так, появится музыка Минска, его шрифт, цвета, а также уличная еда города. Эти проекты на волонтерской основе ведут сами минчане, а координаторы проекта подключают представителей бизнеса. Например, чтобы кто-то из них взялся за реализацию проекта по созданию уличной инфраструктуры. Это может быть какой-то утилитарный предмет города, которым бы жители активно пользовались — как красные телефонные будки Лондона, на фоне которых так любят фотографироваться туристы.

В перспективе каждый район, небольшой городок или поселение Беларуси могут обзавестись собственным брендом, и это очень полезно с точки зрения привлечения в страну иностранцев. «При этом сама общественность в состоянии выдвинуть какой-то бренд, — высказал точку зрения директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Вадим Кармазин. — Примеры есть, это фестивали «Мотальскiя прысмакi», «Зов Полесья», ряд зеленых маршрутов в регионах. Они не из-за границы к нам пришли, а появились снизу, просто люди собрались и подумали, чем они могут привлечь гостей. Так родились идеи, которые успешно воплощаются в жизнь». Как показывает опыт ведомства, есть мероприятия, которые можно проводить без существенных капитальных вложений. Например, таким стал день открытых дверей в белорусских агроусадьбах в мае нынешнего года — масштабная промоакция по продвижению услуг агротуризма. Идет сейчас работа и над продвижением чемпионата мира по хоккею в 2014 году как туристического проекта. Как рассказал Вадим Кармазин, определен генеральный туроператор ЧМ, разработан план мероприятий по каждой из стран, жители которых могут приехать в Беларусь для участия в спортивном празднике.

Безусловно, интересные идеи можно почерпнуть у студенческой молодежи и обычных жителей Беларуси. В рамках форума «Имидж Беларуси» ежегодно проводится конкурс творческих работ. Например, победители прошлого года — Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого — предложили заменить белые полоски пешеходных переходов в городе цветными, и такой переход в Гомеле уже существует. Благодаря творческой инициативе местных жителей по городу ездит троллейбус-музей, обклеенный внутри историческими фото и публикациями. Хороших идей пока не хватает, но настоящую ценность имеют те из них, которые пришли снизу, стихийно. Кульминацией форума «Имидж Беларуси» станет объявление победителей очередного конкурса творческих работ. В этом году в жюри привлечены люди, которые могут подхватить и реализовать интересные идеи, добавляют организаторы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter