Что тебе снится, диво-Вечера?

Единственный естественный водоем Любанщины может исчезнуть с лица Полесья Тот, кто раньше бывал на озере Вечера, вспоминает те мгновения с душевным трепетом. Вода чуть ли не кишела рыбой, степенно разгуливал там даже усатый сом. В хорошую погоду любители рыбалки из соседних районов Минщины, а также из Гомельской, Могилевской и даже Витебской областей выстраивали на живописных берегах озера целые палаточные городки. А вечером и утром, когда лучи солнца скользили по водной глади, она переливалась то темно-синими, то светло-фиолетовыми оттенками. Одни называли Вечеру кормилицей, другие — дивом...

В книге “Водные ресурсы Минской области”, подготовленной к печати пару лет назад, говорится: “Озеро Вечера расположено в 12 километрах юго-восточнее райцентра Любань. Площадь водного зеркала 3,24 кв. км, длина — 2,75 км, максимальная ширина — 1,55 км, средняя глубина — 1,6 метра. Объем воды — 3,24 млн. куб. метров. Водятся щука, лещ, карась серебристый, уклейка, густера, карп, плотва, линь, ерш. На озере наблюдается сплошное зарастание с преобладанием надводных ассоциаций, свойственных маловодным дистрофирующим водоемам”.
Проще говоря, озеро активно зарастает, метр за метром отдавая свою территорию болоту. И есть реальная опасность, что со временем единственный естественный водоем Любанщины исчезнет с лица Полесья.
Озерные метаморфозы
Угасание Вечеры началось восемь десятилетий назад, во времена активного осушения коммунарами здешних болот. В извечные топи врезались пять каналов длиной по 20 и глубиной в 3—4 метра, плюс густая сеть коллекторов. Углубили и расчистили 73 километра русла  Орессы. По этим магистралям вода с Полесья понеслась к морю, понизив ее уровень в Вечере на полметра. Изменился гидрологический режим. На озеро начали наступать камыши.
Экологи забили тревогу. Примерно четверть века назад установили насосную станцию, которая позволила пополнять озеро водой из мелиоративных каналов. Оно почти вернулось в прежние берега, опять заиграло своими прелестными красками. И стало еще лучше служить людям.
Когда в семидесятые годы руководство Беларуси решило повышать плодородие почвы за счет сапропелей, то первый производственный участок по их добыче был создан именно возле Вечеры. Вовсе не случайно: из всех исследованных залежей этого ценного компонента по химическому составу, другим качественным характеристикам любанские были лучшими в стране. К тому же они давали хороший эффект при лечении органов опорно-двигательного аппарата.
Смонтировали земснаряд, который за час намывал более полутысячи тонн сапропелей. Пять тысяч тонн, полученные за первый год, тут же разошлись потребителям. Потом добыча сапропелей возрасла в 7—8 раз. Всего было добыто 424 тыс. тонн необходимого крестьянам и медикам компонента.
Унылая картина
Сила и красота Вечеры вновь начали блекнуть 12 лет назад. В районном бюджете не нашлось 70—80 млн. рублей на электроэнергию для насосной станции, и подача воды в озеро прекратилась. Не до сапропелей стало и колхозам. Замер земснаряд.
Вскоре ученые констатировали: “Произошло снижение качества воды, проявившееся в ухудшении кислородного режима, росте минерализации, концентрации биогенных элементов, снижении прозрачности. Изменились гидробиологические показатели, что выразилось в массовом развитии водорослей (“цветение” воды), снижении видового разнообразия и продуктивности ихтиофауны, исчезновении зарослей подводных растений. Озеро утратило свой естественный природно-ресурсный потенциал”.
В натуре это выглядит так: максимальная глубина озера теперь 1,2 м, средняя — 0,8 м, объем воды — 2, 36 млн. куб. метров. Здесь вы вряд ли уже увидите плотву, щуку, окуня. Берега стали топкими, унылыми и безлюдными...
— Мы долго и успешно использовали сапропели Вечеры для лечения больных, — рассказывает  Виктор Струневский, заместитель главного врача санатория “Рассвет”, находящегося невдалеке от озера. — Сейчас завозим грязь за три сотни километров из озера Дикое Дятловского района Гродненской области. Эта грязь ничуть не лучше нашей, любанской. А на каждого больного ее требуется до десяти килограммов.
Главный агроном управления сельского хозяйства Любанского райисполкома Николай Достанко убежден, что сапропели, которых на дне Вечеры более 7 млн. куб. м, ощутимо увеличили бы плодородие почвы. Не перевелись, конечно же, и рыболовы, они просто переместились в другие, более привлекательные места. Как и туристы, любители природной красоты.
Мед лить нельзя
Да, озеро нужно людям, природе. Но его оздоровление опять-таки упирается в деньги, точнее — в их отсутствие. В районном бюджете необходимые средства в ближайшее время вряд ли появятся. Может, есть смысл сделать рекламу и передать Вечеру заинтересованному состоятельному ведомству? Или сдать в аренду рачительному, влюбленному в природу предпринимателю? И тянуть с принятием подобных решений нельзя. Это как раз тот случай, когда промедление смерти подобно. Для одной из природных жемчужин северной части Полесья.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter