Диакон Ростислав Парфенюк о целомудрии в современном мире

Что такое целомудрие

Через несколько недель, 18 марта, у православных христиан начинается Великий пост. Это время работы над собой, искоренением вредных греховных привычек — страстей — и приобретением добродетелей.

Целомудрие — одна из важнейших личностных добродетелей, соотносящаяся с понятиями здоровья и цельности человека. Его можно охарактеризовать и как соответствие действий человека побуждениям голоса его совести. И совесть здесь — выражение естественного нравственного закона, вкорененного в человеческую природу Богом.

Первый человек, созданный по образу и подобию Божию, был гармоничен и лишен душевных противоречий, его плоть всецело подчинялась душе. В таком состоянии радость богообщения для него была естественна. Однако после грехопадения он подверг себя не только внешнему отлучению от Бога, но и внутреннему разладу. Вместо естественной гармонии внутренних сил (совести, воли, ра­зума, чувственности) он обрек себя на противоестественное стремление ко злу.

Возвращение человека в достойное его звания состояние чистоты — одна из причин и целей Боговоплощения. Христос пришел в мир, чтобы спасти своего человека. А ведь даже само слово «спасение» переводится с греческого в том числе и как «целение», «приведение в цельность». Тут можно утверждать, что стяжание подлинного целомудрия невозможно без соблюдения Божьего закона, всецелого доверия и послушания Богу. Исходя из этого, понятие целомудрия противоположно плотским страстям и сопряжено с самоотвержением, внутренней сосредоточенностью и терпением.

Многие святые отцы говорили о том, что достижение целомудрия начинается с воздержания. Воздержания не только от блудных мыслей и действий, но от любых других страстей. Таким образом, целомудрие в широком смысле — стремление сохранить целыми все личностные добродетели.

Важно и частное значение целомудрия как хранения телесной чистоты. К сожалению, сегодня через кинематограф, рекламный маркетинг, социальные сети зачастую легализуется блуд, а нецеломудренный образ жизни трактуется как один из вариантов нормы. Между тем подчинение души телу (а не наоборот) — характерный пример негармоничного устроения падшего человека, возникающего вследствие греха.

Для несемейного человека целомудрие заключается в построении достойных добрачных отношений, то есть в сдержанном общении и воздержании от телесной близости. Для чего? Это не что иное, как сохранение супружеской верности для будущей второй половинки.

Важно, чтобы и супруги, живущие в законном браке и верности, жили в целомудрии. Духовное единение в паре должно предшествовать физическому, которому оно придает смысл и ценность. Когда же брак заключается только ради чувственного удовольствия, тогда он необратимым образом калечит человека, извращая верный порядок его отношения к Богу, себе самому и ближнему.

Приобретение целомудрия начинается с простых и последовательных действий, выработанных благодаря трудам святых отцов и многовековому опыту Православной Церкви. Начало борьбы со страстями может быть положено в состоянии телесного воздержания. Эффективным инструментом и действенным духовным упражнением здесь может стать пост.

Следующим действием на пути к целомудренной жизни должно быть обязательное хранение зрения и слуха от любых соблазнов как в реальной, так и в виртуальной жизни. Ведь избирательность по отношению к поступающей из медиапространства информации является очень полезной привычкой. Для сохранения душевного стремления к чистоте необходимо постепенно отказываться от пустословия, сквернословия, сплетен, злого юмора, а также избегать общества, где данные паттерны поведения считаются нормой. Любые телесные зависимости могут стать препятствием к достижению целомудрия. В этом вопросе важно быть честным с самим собой и просить помощи и избавления от пагубного состояния души и тела у Господа. Для поддержания внутренней сосредоточенности необходимо прибегать к ежедневному изучению Священного Писания и духовной литературы. Пусть даже в совсем небольших объемах, по одной странице в день. Здесь важны регулярность и качественные размышления над прочитанным.

Вместе с тем целомудрие, как и любая другая добродетель, — дар Божий, а не личная заслуга человека. Ведь мы не можем только лишь своими силами и стараниями приобрести чистоту во всех помыслах и намерениях. Только по милости и благодати Божией стяжается добродетель. Поэтому будем усердно молиться о том, чтобы Господь укрепил стремящихся на этом непростом пути и даровал всем нам дух совершенного целомудрия!

Диакон Ростислав ПАРФЕНЮК, бакалавр богословия, клирик Брестской епархии Белорусской Православной Церкви
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter