Что такое правовой порядок?

Дело было в Глуске — на одной из совместных акций нашей газеты и Министерства юстиции...
Дело было в Глуске — на одной из совместных акций нашей газеты и Министерства юстиции. Растерянная посетительница долго не решалась обратиться к кому–либо из специалистов, а потом, перекрестясь, выдала: «Может, мне тут помогут сыну в армию посылочку передать?» Юристам, прибывшим для оказания высококвалифицированной правовой помощи, оказалось не до улыбок: они были вынуждены в бессчетный раз объяснять как свою собственную роль в зале для консультаций, так и роль юстиции в государстве и обществе... И подобный случай, к сожалению, оказался не единственным. Юридическая, мягко говоря, неосведомленность многих наших сограждан по–настоящему расстроила правоведов. С этой проблемы и начался наш разговор с министром юстиции Виктором ГОЛОВАНОВЫМ.

— Виктор Григорьевич, встречаясь с читателями, временами я сталкивался с их искренним непониманием: а для чего вообще нужно Министерство юстиции? В самом деле, преступников задерживает милиция, приговоры выносит суд, за соблюдением законов следит прокуратура...

— Отвечу риторическим вопросом: можно ли жить без справедливости? Слово «юстиция» переводится с греческого именно как «справедливость», поэтому в любом цивилизованном государстве министерство юстиции играет определяющую роль в экономическом и политическом развитии страны, защищает права граждан и государства, способствует правовой стабильности. И чем дальше мы идем по пути демократического правового государства, тем больше ощущается потребность сверять свои шаги с законом.

Кратко говоря, деятельность Министерства юстиции направлена на обеспечение в стране правового порядка. Если же расшифровать эту формулировку, то наши основные задачи таковы: министерство координирует нормотворческую деятельность Правительства, руководит нотариатом и органами ЗАГСа, регистрирует политические партии, общественные

объединения, фонды, профсоюзы, проводит экспертизу правовых актов, принимаемых министерствами, Нацбанком, тесно сотрудничает с законодательной властью при принятии законов. Также мы активно взаимодействуем с Парламентом, работая с депутатами над проектами правовых актов. Одновременно занимаемся кадровым, организационным, материально–техническим и финансовым обеспечением судов, лицензированием судебно–экспертной деятельности — то есть, по сути, организуем слаженную работу судебной ветви власти.

Кроме того, мы помогаем людям уверенно чувствовать себя за пределами страны: министерство обеспечивает правовую защиту интересов Беларуси, ее граждан и организаций за рубежом. Добавьте к этому деятельность по правовому просвещению населения — и уже можно представить, насколько широкий круг задач решает Минюст. Не случайно Президентом проводится последовательная политика по повышению статуса органов юстиции, подчеркивается их важность в жизни государства и общества.

— Насколько понимаю, перечислены традиционные виды деятельности вашего ведомства. А появились ли за последние годы какие–либо новые задачи?

— Разумеется. К примеру, посредством Республиканского трудового арбитража Минюст также занимается урегулированием коллективных трудовых споров. С прошлого года мы реализовываем государственную политику в сфере риэлтерской деятельности, фондов. Кстати, впервые эта сфера была введена в правовое русло, благодаря чему граждане получили право на получение необходимой информации.

По решению Президента уже в текущем году на Министерство юстиции возложена дополнительная функция — мы руководим всеми архивами страны, заботимся об их сохранении и пополнении.

— Кроме собственно регистрации партий, движений, общественных объединений, контролирует ли Министерство юстиции соблюдение этими партиями и движениями их уставных положений? Какими мерами воздействия на нарушителей располагает Минюст?

— Конечно, помимо других правовых институтов и регистрирующий орган следит за исполнением законов политическими партиями и общественными объединениями. В случае нарушений могут быть применены меры воздействия от письменного предупреждения до приостановки деятельности и ликвидации партии или объединения. О строгости контроля можно судить хотя бы по тому, что в этом году в стране приостановлена деятельность 5 общественных объединений, ликвидировано в судебном порядке 41 общественное объединение. Однако не надо думать, будто Минюст самочинно решает судьбу проштрафившихся движений: мы можем лишь вынести предупреждение, а уж приостановление деятельности и ликвидация происходят исключительно по решению Верховного Суда.

— На заседании Совета Министров Премьер-министр Сергей Сидорский достаточно жестко отозвался о реализации принципа «одного окна» в государственных органах... Насколько справедлива критика? В чем заключаются конкретные недоработки?

— Замечания, несомненно, справедливы: проведенную госорганами работу во многом нельзя считать достаточной. Еще имеется целый ряд проблем... Взять хотя бы то, что на местах принцип «одного окна» внедряется крайне медленно. Сказываются старые стереотипы, когда человек был в роли просителя у чиновника. По–прежнему граждане продолжают самостоятельно обращаться в государственные органы за теми документами, которые должны запрашиваться исполкомами. Отсутствует единая сеть электронного обмена между различными органами и организациями — жилищными, налоговыми, правоохранительными, нотариатом. Не решены проблемы материально–технического характера (малое количество компьютерной и оргтехники, программного обеспечения), некоторые госорганы и их территориальные организации недостаточно обеспечены служебной площадью.

— Каким образом Минюст, как координатор проекта по внедрению принципа «одного окна», собирается исправлять ситуацию?

— Во–первых, координация этой работы не означает, что Минюст будет осуществлять внедрение принципа «одного окна» в работу всех республиканских и местных органов власти. Руководитель каждого из них обязан на своем месте так реализовывать принятый указ Президента по дебюрократизации, чтобы люди реально видели отдачу.

Во–вторых, надо иметь в виду, что решение сложных государственных вопросов не решается кавалерийским наскоком. Мы строим свое государство, строим его надежно и прочно, в нем не должно быть места бюрократизму и волоките. Однако одним махом решить все проблемы, копившиеся десятки лет, невозможно.

Поэтому сейчас, анализируя возникающие правовые вопросы в работе министерств и исполкомов, мы вносим соответствующие предложения в Правительство. Одновременно с этим приступили к созданию общереспубликанской базы данных для обмена информацией между государственными органами. Создание такой базы данных уже приведет к упрощению обмена информацией между взаимосвязанными организациями и значительно облегчит и ускорит процесс выдачи гражданам различных справок и документов.

— Пожалуй, принцип неотвратимости наказания нельзя считать действенным без возмещения людям и предприятиям ущерба, нанесенного преступниками. Насколько высока эффективность работы судебных исполнителей? Каким образом подчеркивается особый статус этой службы?

— Вы правы, реальность исполнения постановлений судов — важнейшая задача. Добавлю, что она является показателем эффективности не только судебной ветви власти, но и всей государственной власти в целом. Ведь мало кто знает, что наши судебные исполнители выполняют решения и иных государственных институтов: МВД, таможенных, налоговых органов, Комитета государственного контроля и других. С учетом значимости этой службы Президент принял решение о введении для судебных исполнителей форменной одежды, что, на мой взгляд, значительно подняло авторитет судебных исполнителей среди населения. На рассмотрении сейчас находятся документы о введении нагрудного знака для судебных исполнителей.

А об эффективности их работы можно судить по следующей цифре: в этом году в возмещение ущерба, причиненного преступлениями, реально взыскано свыше 14 млрд. рублей. Объем работы исполнителей значительно возрос: только за 9 месяцев 2006 года на исполнение поступило почти 1,8 миллиона исполнительных документов, что гораздо больше, чем за тот же период прошлого года.

— Уже несколько лет уголовные и гражданские дела рассматриваются в состязательных процессах. Как изменилась за последнее время квалификация адвокатов? Можно ли говорить, что они выходят победителями большинства судебных «поединков»? Есть ли у нас свои Плевако и Кони?

— Да, у нас талантливые адвокаты, чьи имена известны и за пределами страны. В целом адвокатский корпус (а это 1.630 адвокатов) в состоянии оказать квалифицированную юридическую помощь всем, кто в ней нуждается.

Что касается их побед в состязательных процессах, то почти каждое пятое ходатайство адвокатов о прекращении уголовного дела и оправдании обвиняемого удовлетворяется следователем или судом. Доля же выигранных адвокатами процессов по гражданским делам в судах первой инстанции доходит до 70 процентов.

Чтобы проиллюстрировать объем работы адвокатов, скажу, что ежегодно ими выполняется около 400 тысяч поручений по оказанию юридической помощи. И что немаловажно, более трети всех дел адвокаты проводят по назначению, то есть бесплатно для людей, обратившихся к ним.

— Министерство юстиции известно как один из наиболее открытых правовых институтов, сотрудники которого зачастую оказывают юридическую помощь в живом общении с людьми, избавляясь от бюрократических процедур. Какие передовые формы работы существуют в практике министерства?

— Да, сотрудники министерства практикуют постоянные выезды в самые отдаленные районы страны, в том числе в агрогородки, с представителями средств массовой информации, особенно часто — с журналистами газеты «Советская Белоруссия». Но это лишь небольшая часть той огромной работы, которую мы проводим для улучшения правового обслуживания граждан. Скажем, у нас не принято забывать о проблемном вопросе даже в случае его благополучного разрешения: все обращения, особенно по поводу ущемления прав граждан, постоянно анализируются, чтобы проблема, удачно разрешенная в одном райцентре, завтра не возникла в другом. Например, после подобного изучения ситуации по инициативе Минюста с октября 2006 года введена обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов Национальной академии наук Беларуси, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня. Кроме того что мы тем самым добьемся единообразия применения законодательства, это позволит избавиться и от излишних бюрократических процедур. Правовая грамотность населения — отдельный большой вопрос, который также решается: по нашему предложению Правительством утвержден План повышения правовой культуры до 2010 года, которым предусмотрен целый комплекс мер по массовой ликвидации правовой безграмотности.

— Завтра профессиональный праздник юристов страны. Что в связи с этим вы хотели бы сказать многочисленной армии служителей юстиции?

— Накануне Дня юриста я хотел бы напомнить коллегам, что по труду работника юстиции — судьи, нотариуса, адвоката — люди судят о способности власти защитить их права и законные интересы. И благодаря каждодневной работе юристов Беларусь последовательно укрепляет свою государственность, осуществляет позитивные перемены в социальной сфере. Поэтому всем юристам нашей страны желаю счастья, доброго здоровья и успехов в труде на благо сильной и процветающей Беларуси. И поздравляю их с профессиональным праздником — Днем юриста!

Кстати

Глава Администрации Президента Геннадий Невыглас поздравил юристов с профессиональным праздником. Он отметил, что в Беларуси наметилась четкая тенденция к возрастанию роли правового регулирования, повышению авторитета правоведов — тех, кто посвятил свою жизнь благородному делу служения закону и справедливости. Именно деятельность юристов, подчеркнул Геннадий Невыглас, в значительной мере содействует защите законных прав и свобод личности, развитию культуры правоотношений, повышению уровня правового сознания граждан, распространению правовой информации. В Администрации Президента высоко оценивают активное и заинтересованное участие правоведов в развитии гражданского общества, становлении правового государства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter