Что стоит дом построить

Нелегкие испытания на прочность с честью выдержала семья Гурко из Лепельского района
Начало семейной жизни Любови и Ивана Гурко оказалось сплошным хождением по мукам. После рождения сына Юрия семье выделили пустующий дом. Сами сделали ремонт на свой лад -- выкинули ненадежное отопление от котелка, сложили грубочку, поклеили и покрасили. Завели живность на подворье. Так прожили полтора года.
Неприятности пришли, откуда их вовсе не ждали. Жительница Витебска заявила, что этот дом выкуплен у колхоза и теперь принадлежит именно ей на правах частной собственности. И даже обратилась с иском в суд.
Потом, правда, разобрались, что Гурко в дом самовольно не заселялись. Молодая семья стала жертвой неразберихи тех лет.
Хозяйка дома оказалась человеком порядочным, иск отозвала и даже заплатила за поклейку-покраску.
-- А так бы нас еще виноватыми сделали. Мы простые, законов не знаем...
Но жилье с малым дитем на руках пришлось искать снова.
Поднатужившись, купили в этой же деревне маленькую пустующую развалюшку за 600 долларов. Жилым домом ее трудно было назвать: мизерные оконца с древними скрипучими ставнями. В тристене -- ни окон, ни дверей, пол -- земляной. Да и в зале и в маленькой спаленке местами провалившийся и гнилой. То же самое было с потолками, балками и стропилами.
-- Так тяжко было, -- рассказывает Люба. -- Жили только в этой половине: диванчик, телевизор, кровать и кроватка... Хотели ссуду взять -- нам отказывали и отказывали. Каждый год ждали... Сколько волнений, забот. Справки соберем, деньги уплатим, а нам снова откажут.
Не раз и не два семья в те годы обращалась в банк. Куда там!
Сегодня трудно поверить, что дом Гурко "вырос" из той самой развалюхи. Здесь все, от широких и светлых окон, современных арок-дверей, аккуратно обитых вагонкой комнат до резных карнизов сделано своими руками. Золотые, что и говорить, они у Ивана, плотника 4-ого разряда.
-- Только на самые тяжелые работы, где мы уже с Любой не можем, звал брата... На крышу, например, -- улыбается Иван.
-- Денег соберем -- десять шиферин купим, еще соберем -- куб леса, -- вспоминает Люба. -- Людей на подмогу не звали: попросить -- надо заплатить, а нечем...
Мама Любы, Зинаида Федоровна Карпеко, всю жизнь проработавшая дояркой в Бешенковичском районе, тоже принимала участие в этой великой семейной стройке.
-- Поросенка купит осенью, до весны подержит, потом сюда нам привезет. Вот так три года нам помогала. Ну, а мы уже немного подержим и забьем -- семья с мясом.
Построили сарай, хлев, поставили забор. Новые тудности пришли вместе со счастьем: у Юры появились сразу две сестрички, двойняшки Маша и Настя.
-- Обе искусственницы. Вот где намучились: детского питания тогда купить было негде! Где только не искали, и Ваня, и мама, все родные и знакомые. Я уж как могла выкручивалась -- и отварчик рисовый, и манночку... Это потом, помните, сам Президент взялся за эту проблему. Сейчас на полках выбор огромный... Но ничего, и наши девчонки выросли, уже в школу пошли, в январе по семь лет будет.
А в скорости еще одна радостная весть пришла в семью: дали кредит на достройку дома на целых 40 лет под мизерные проценты. 30 процентов от суммы многодетной семье в соответствии с законом вообще погасило государство.
Дом оштукатурили, обшалевали -- тепло держит замечательно. Да и печки Иван сложил мастерски. Сейчас достраивают веранду и баню: в семье-то уже шесть человек -- Зинаида Федоровна с тех пор, как девочкам исполнилось по три года и мама Люба вышла на работу, переехала к ним и взяла на себя немало забот.

Великими тружениками называют семью Гурко в деревне. Самая ранняя пташка -- Люба: в половине шестого уже на ногах. Надо поесть приготовить, а Ване еще и тщательно завернуть "ссобойку", чтобы теплая была в обед. Вместе с бригадой КУП "Приулье" он строит дома по президентской программе в одном из будущих агрогородков района. Девочек в школу заплести. Похлопотать по хозяйству.
-- Никогда бы мы с Ваней не справились, если бы не помощь мамы и детей. Юра у нас уже все умеет, даже коров доить. Я ему, правда, не разрешала. А этим летом были на сене, он на велосипед вскочил. Приходим домой, а он уже коров подоил. Весь мокрый -- половина в доенке, половина -- на себе... Проверь, говорит, мама, все ли выдоил... Сейчас коровы не в поле, воды много надо, да и стираю я через день. Ваня из колодца набирает, Юра на тележке возит... Ваня дрова колет, девочки по две палочки в дровяник носят, складывают... Летом -- огород, сено, земли у нас больше гектара.
В избе -- полный порядок, чистота и опрятность во всем. Недавно купили новый холодильник и газовую плиту -- тоже взяли ссуду на три года. Большие покупки приходится делать по очереди. Приобрели сварочный аппарат -- месяц жили на бабушкину пенсию.
-- А что на очереди?
-- Магнитофон! -- выпаливает Юрка.
-- Пока нет, сынок. Но когда-нибудь купим. Это у меня дежурная фраза в ответ на просьбы детей, -- снова смеется Люба. -- Юра еще мечтает о компьютере, в школе у них уже есть. Да и у девочек мало игрушек. Но пока на очереди -- бензопила: старая сносилась, столько ей пришлось потрудиться. И зимние курточки.
А недавно семью Гурко из деревни Боровно чествовали вместе с лучшими тружениками Лепельского района на главном празднике сельчан. На сцену вышли все пятеро. Потому что каждый из них внес свой вклад в эту первую семейную победу. Сегодня на подворье семья держит коня, две коровы, свиней... До недавнего времени были и телочки. В этом году сдали государству уже больше 4,5 тонны молока, до Нового года, говорят, успеют стать пятитысячниками. Главная награда в номинации "Лучшее подворье" среди молодых семей района заработана честным, добросовестным и нелегким каждодневным трудом.
Между прочим, врученные на празднике цветы Гурко подарили председателю Горского сельсовета: Валентина Степановна Жерносек была инициатором выдвижения этой семьи на районную премию в соревновании, организованном отделом по делам молодежи райисполкома и комитетом БРСМ. В благодарность за то, что их нелегкий семейный труд не остался незамеченным властями и получил общественное признание.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter