«Создавать умные машины может даже первоклашка», – утверждает руководитель «Школы робототехники» Игорь Белевич

Что стало с Розой

«Создавать умные машины может даже первоклашка», – утверждает руководитель «Школы робототехники» Игорь Белевич. Конструктор, электронная начинка, компьютер и вуаля – робот-пылесос или робот-луноход готов. Мы поинтересовались у Игоря Леонидовича, чем занимаются дети в робототехнических кружках, в каких турнирах могут поучаствовать юные конструкторы и появится ли предмет «робототехника» в школьной программе?



– Идея организовать кружок робототехники появилась два года назад, когда мой сын пошел в первый класс. Стал размышлять: чем его увлечь, чтобы знания и навыки пригодились и после окончания школы. Я сам инженер, и мне хотелось, чтобы и сын занимался тем же. Случайно наткнулся на робототехнические конструкторы, купил комплект. Постепенно пришел к мысли, что это занятие должно заинтересовать и других детей. Собрать робота и написать простую программу может даже маленький ребенок. А польза какая! Робототехника включает в себя и конструирование, и программирование, и 3D-моделирование. Вместе с товарищем в 37-й минской гимназии организовали кружок.  А потом пошло-поехало. За два года мы открыли несколько школ в Минске и одну в Новополоцке. В них обучаются более 700 человек. Около 20 процентов – девчонки, которым тоже нравится программировать и конструировать.



– Многие родители, с которыми доводилось общаться, признались: у детей заметно изменилось отношение к физике и математике. До этого они считали их скучными и неинтересными.


– Папы и мамы поняли: ребята не играют, а получают знания. У нас школьники изучают и математику, и физику. Стараемся, чтобы материал, который они осваивают на занятиях, пересекался с учебной программой. Открыли лаборатории пневматики и возобновляемых источников энергии. Все можно увидеть и потрогать руками.


– Получается STEM-обра­зование в действии?

– Мы используем инновационные образовательные технологии и методы. Более того, считаем, что успех STEM-образования зависит и от Arts-дисциплин, то есть  творческой составляющей. Поэтому стремимся превратить STEM- в STEAM-образование. Робототехника – это такой полет фантазии!

– И куда движется робототехническая мысль?

– Дети придумывают разные устройства. Это бытовая техника, которая должна освободить человека от рутинного повседневного труда. В прошлом году наш ученик из гимназии № 37 Владимир Смолей на республиканском конкурсе «Техноинтеллект» получил диплом третьей степени за создание робота-пылесоса. Машина «рисует» карту помещения – запоминает, в каком углу она уже убрала, а в каком еще нет. Но все же самой любимой темой у ребят по-прежнему остается космос. На всемирной олимпиаде роботов, которая проходила в ноябре в Сочи, жюри отметило наш проект по мотивам известного произведения Антуана де Сент-Экзю­пери «Маленький принц». У всех возникал вопрос: что стало с Розой, которая осталась на планете без присмотра? Разгадка оказалась простой. Маленький принц создал робота, который все это время ухаживает за Розой: поливает ее, укрывает от ветра, дождя и палящего солнца специальным комбинезоном.

– Очень любопытно было наблюдать за соревнованиями роботов-хоккеистов или ро­ботов-сумоистов, которые проходили в Минске. В каких еще турнирах ребята смогут поучаствовать в 2015 году?

– Мы прорабатываем возможность проведения первого открытого республиканского турнира во время выставки ТIBO, которая пройдет в апреле. Пригласим команды из России и Казахстана. Есть задумка устроить соревнования и среди посетителей, которые никогда до этого не собирали роботов: чтобы стать участником, необходимо пройти всего лишь 2–3-часовой курс обучения с нашими тренерами.

– В одном из интервью вы обмолвились, что неплохо бы включить предмет «робототехника» в школьную программу.

– Эта идея уже реализуется, правда, пока на уровне дополнительного образования. Гимназия № 10 получила грант от Мингорисполкома на создание смарт-класса. Ученики первых и пятых классов используют роботов на интерактивных уроках, а в гимназии № 37 создан робокласс. Считаю: было бы справедливо, если бы лучшие ученики «Школы робототехники» пользовались преференциями при поступлении на профильные специальности. Именно с таким предложением мы недавно обратились в Министерство образования.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter