Узнали, как кинотеатры пережили пандемию и чем сейчас живет видеопрокат

Что сегодня на экранах

Темный зал, запах попкорна и огромный экран с фильмом, от которого захватывает дух… До недавнего времени такое развлечение было желанным для многих. Впрочем, и сейчас интерес к киноискусству стабилен. Вот только премьеры не выходят вовремя, а некоторые зрители стали с опаской обходить кинотеатры стороной. Корреспондент «Р» разбирался, что сейчас происходит с видеопрокатом и какие перспективы открываются перед любителями экшена на большом экране.

Даже в сложные времена зрительский интерес к киноискусству никуда не пропал.

Помогла господдержка

С приходом пандемии мировой кинорынок ушел в спящий режим. Отменялись премьеры, кинотеатры приостанавливали свою работу, а съемки новых лент переносились на неопределенный срок, чтобы не рисковать здоровьем актеров и съемочной группы. Например, с апреля по сентябрь прошлого года минский кинотеатр «Мир» вообще не работал.

— В марте, когда все только начиналось, мы сразу же организовали рассадку на положенное расстояние друг от друга, определили зоны, где можно продезинфицировать руки, ввели масочный режим, — рассказывает директор кинотеатра «Мир» Елена Ананко. — Но людей было настолько мало, что работать оказалось нерентабельно. В тот момент выходила премьера второй части мультика «Тролли», а приходило только по три-четыре человека на сеанс. Это было несравнимо с тем, что творилось на показах первой части: тогда дети буквально рыдали, потому что не успевали купить билет.

В то время коронавирус был чем-то страшным и неизведанным, и люди не хотели рисковать. Это сказалось на работе кинотеатра: из 12 запланированных сеансов в день могло состояться только два. Не заставили себя ждать и переносы мировых премьер. Поэтому в «Мире» было принято решение на время закрыться. В кинотеатре остались только директор с дежурным сотрудником и ночные сторожа. Остальные работники ушли либо в отпуск, либо в простой, во время которого им выплачивалась минимальная заработная плата. К счастью, штат из 21 человека остался в полном составе — жертвовать кем-то, сокращая, не пришлось.

Государственные субсидии помогли пережить пандемию, — признается Елена Ананко. 

Новая реальность кинотеатров

«Мир» не работал с 9 апреля по 9 сентября. По словам директора кинотеатра, осенью они открывались с 2–3 сеансами в день. И если в сентябре 2019 года учреждение приняло 14 962 зрителя, то годом позже в тот же месяц — всего 3515. Разница практически в пять раз! Но даже эта цифра для сотрудников была в радость.

В доковидную эпоху мы проводили в среднем по 12 сеансов в день, — отмечает Елена Ананко. — Раньше, если был какой-то суперфильм, могли ставить и ночные сеансы, и с самого утра — люди шли на любое время.

Сейчас в будние дни в кинотеатре организуют примерно восемь сеансов, в выходные — десять. Сказывается и то, что интервал между кинопоказами увеличился: помимо обычной уборки зала после зрителей, добавились проветривание и протирание подлокотников. Продолжает действовать антиковидная рассадка. По словам директора кинотеатра, иногда обидно, что из 180 мест занято только 90, но такова новая реальность.

С началом нового года «Мир» заработал «бодрее». В январе, например, принял около 5800 зрителей. Эту цифру удалось удержать и на протяжении весны. Хорошо прошли каникулы: сюда приходили организованные группы из школьных лагерей.

Несмотря на работу кинотеатров, премьеры пока не восстановились в том количестве, в котором выходили до пандемии. Некоторые из них до сих пор продолжают переносить — иногда в третий-четвертый раз. Как следствие — народ устает их ждать, и интерес к фильму угасает.

Дух захватывает даже на повторе

В кинотеатре уверены: будут хорошие фильмы — будут и зрители.

— Мы готовы работать и круглосуточно, — заявляет Елена Ананко. — Главное, чтобы залы не пустовали, а к кинолентам был интерес.

Сейчас, по словам директора кинотеатра «Мир», в трендах фильмы, снятые по вселенным из комиксов — на них идут всегда. Также в почете боевики. А вот на мелодрамы стали меньше ходить. Хотя еще лет 10—15 назад что ни покажи — на все был зритель.

По меткому замечанию Елены Ананко, сегодня люди подвержены чужому мнению, которое, естественно, не всегда является объективным. Допустим, модные блогеры сходили в премьерный день показа картины в кинотеатре — тут же сняли негативный обзор, следовательно — отбили желание познакомиться с лентой у остальных. Все, кто считает их мнение авторитетным, уже не пойдут на фильм, хотя далеко не факт, что при просмотре он бы им не понравился.

Тем не менее запрос на большой экран остается. Многие приходят в кинотеатр и признаются: «Я уже пять раз видел этот фильм в интернете, но хочу насладиться им на большом экране». Понятно, мелодрамы можно и дома «под чаек» посмотреть, но фильмы со спецэффектами, фильмы-катастрофы, 3D-фильмы гораздо интереснее смотрятся на большом экране. Сидишь — и дух захватывает.

— Приятно, когда в кинотеатре стоит гул от того, что идут люди, смеются, веселятся. Очень ждем и надеемся на ажиотаж, который был в кинотеатре до пандемии, — признается Елена Ананко. — Если сравнивать с коммерческими кинотеатрами, у нас ниже цены. Мы постоянно устраиваем тематические фотозоны, чтобы человек мог «отметить» свое присутствие в социальных сетях. Также периодически на базе нашего кинотеатра проходят различные фестивали, которые позволяют открывать для себя новые картины и имена.

Сейчас в будние дни в кинотеатре «Мир» организуют примерно восемь сеансов, в выходные — десять.

Люди соскучились по кино

В региональных киносетях восстановление после пандемии идет динамично. Возможно, благодаря тому, что многие приняли решение не закрываться даже в пиковые моменты.

— Мы работали и в первую, и во вторую волну с соблюдением всех санитарных норм, — рассказывает заместитель генерального директора КУП «Гомелькиновидеопрокат» Светлана Белоносова. — Конечно, зрителей было не так много, как хотелось бы, но радовало хотя бы то, что они в принципе есть. Например, кинотеатр им. Калинина в апреле 2020-го посетили 447 зрителей, а в апреле этого года — уже 13 503. Тенденции намечаются хорошие.

Солидарна с коллегой и заместитель директора Могилевского государственного предприятия «Киновидеопрокат» Галина Леонтьева. Она считает, что, если бы местные кинотеатры закрылись, в них потом было бы трудно опять привлечь зрителя:

— Поэтому мы придерживались позиции «лучше мало, но мы будем работать». До середины марта прошлого года на сеансы ходили нормально. На летнее время нам удалось избежать закрытия кинотеатров. Иначе зритель мог отвыкнуть от традиционных посещений, и вернуть его было бы трудно.

Чтобы не терять актуальности, в Могилеве напоминали о действующих кинотеатрах через рекламу в социальных сетях и интернете, в СМИ, на светодиодных экранах в городе. Еще одной находкой стал фильмофонд, который на какой-то период заменил премьеры. Прокатчики связались с кинокомпаниями и показывали ленты прошлых лет, получившие высокий рейтинг. И зрители шли, их число постоянно росло. Растет — хоть и понемногу — и сейчас.

По признанию заместителя генерального директора по развитию, информации и рекламе УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома Петра Мытько, с премьерами до сих пор все нестабильно: что-то переносят, что-то ожидается. Но однозначно сказать, что фильм точно выйдет в конкретную дату, до сих пор нельзя. 

— Люди соскучились по кино, тенденции посещения по сети прослеживаются положительные, — отмечает Петр Мытько. — При 50-процентной рассадке зала нередко удается собрать «аншлаг». Если фильм хороший, все идут в кинотеатр. Естественно, залы с большой вместимостью пока не могут похвастаться 100-процентной заполняемостью.

grudnitskiy@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter