Что проще: заплатить за готовые дрова или заготовить их самому?

Корреспондент «НГ» выяснял ответ на этот вопрос практическим путем

Корреспондент «НГ» выяснял ответ на этот вопрос практическим путем

Отопительный сезон не за горами. Но если жителям городов остается только ждать, когда служба ЖКХ “отвернет вентиль” центральной отопительной системы, то сельчанам самое время оценить запас дров. Если их маловато, можно пойти по пути наименьшего сопротивления и обратиться в ближайшее лесничество с просьбой привезти уже готовые дрова. Правда, за них придется выложить немалую сумму. К примеру, в Логойском лесхозе прицеп дров (примерно пять кубических метров) стоит более 700 тысяч рублей. Для отопления дома понадобится два, а то и три таких прицепа. Второй вариант — самостоятельно заготовить дрова в лесу, разумеется, легальным путем. В этом случае они будут стоить в разы дешевле — всего 5—7 тысяч рублей. Корреспондент “НГ” решил на практике оценить эконом-вариант и отправился в лес, чтобы собственноручно заготовить дрова для дачи.

Разведка местности

Прежде чем обращаться в лесничество с просьбой о самозаготовке дров, лучше всего заранее исследовать близлежащие лесные массивы, выбрать участок ближе к дому. По правилам можно заготавливать только ветви, усохшие и поваленные деревья — на их обилие и стоит ориентироваться. Например, я отыскал “перспективный” квартал всего в пятистах метрах от дома, на территории Нестановичского лесничества Логойского лесхоза. Проведя разведку, отправился в контору лесничества к руководству. С лесничим Валерием Семченко обсудили нужный мне объем дров. В программе бухгалтерия 1с подготовили соответствующие документы — для этого понадобился лишь мой паспорт.

В итоге у меня на руках оказался ордер на отпуск дровяной древесины в объеме семь кубометров. В нем указана уплаченная сумма — 2430 рублей (цены формируются Советом Министров, в разных лесхозах стоимость древесины может отличаться на 10—50 рублей в зависимости от утвержденных такс).

Вместе с представителем лесной охраны — мастером участка Леонидом Лосевым — мы отправились на выбранный участок. На месте он с помощью мерной вилки обмерил каждое пригодное для переработки на дрова дерево, определил объем содержащейся в нем древесины, “проточковал” — резчиком поставил на коре отметки в виде крестиков. Затем специалист провел со мной краткий инструктаж:

— Можно заготавливать только те деревья, на которых стоит знак. Также разрешается собирать упавшие с деревьев ветви и сучья, валежник и хворост. В любом случае рубка живорастущих деревьев строго запрещена. После окончания работы сообщите в лесничество, специалисты приедут и проведут обмеры фактически заготовленной древесины.

Бригадой — легче

Что ж — за работу! У каждого поваленного стихией и помеченного мастером дерева нужно обрубить или обпилить сучья. С этой работой справиться несложно, благо в моем хозяйстве нашлись топор и бензопила. А вот раскряжевать толстый ствол сосны на полуметровые чурочки оказалось проблематично — не хватало опыта. Цепь бензопилы, глубоко вгрызаясь в ствол дерева, зажималась так, что не было никакой возможности извлечь ее из разреза, приходилось с помощью топора вбивать в распил деревянные клинья.

Во время отдыха-пятиминутки услышал неподалеку визг бензопилы — не иначе кто-то из местных жителей также запасается топливом. Подошел, познакомился. Оказалось, Александр живет в соседней деревне Белое. Причем работает в лесничестве вальщиком леса, а дровами решил запастись во время отпуска.

— Почему же не покупаешь уже готовые дрова в лесхозе? — поинтересовался я. — Ведь тебе как работнику системы лесного хозяйства даже положены льготы.

Оказалось, что у Александра довольно большая семья, поэтому приходится беречь каждую копейку, экономить там, где это возможно.

— Да и зачем мне тратить несколько миллионов рублей, если я здоровый парень, умею обращаться с инструментом, работать не ленюсь? — поясняет сосед по лесной делянке. — Я 10—15 кубометров дров за один день заготовлю!

Вообще, по словам лесничего Нестановичского лесничества Валерия Семченко, местные жители поодиночке заготавливать дрова практически не ходят. Уж очень сложно весь комплекс работ выполнить самостоятельно. Как правило, объединяются в бригады по 3—4 человека. У кого-то есть бензопила, кто-то — счастливый обладатель трактора, а иной просто недюжинной физической силой отличается.

Так и мы с Александром решили объединиться. Ведь “пошинковать” дерево на чурки — только половина дела. По правилам заготовленные дрова нужно сложить в “метры”, огороженные вбитыми в землю колышками. В одиночку перенести или даже перекатить в нужное место несколько десятков колод полуметровой длины и диаметром до 35—40 сантиметров крайне проблематично.

Попутно мой новый компаньон обучал меня азам валки и раскряжевки леса, делился хитростями работы: что делать, чтобы цепь пилы в разрезе не зажималась, отскочивший топор не поранил, дрова при складировании пальцы не прищемили. Сам Александр действительно владеет бензопилой и топором на профессиональном уровне — поваленные березы, ели и сосны режет, как колбасу, да и к стоящему, но уже усохшему и тоже отмеченному мастером участка дереву подходит без опасения, валит его в течение 30 секунд.

Время работает на заготовителя

Поскольку я оплатил семь “кубов”, а заготовил пять, то в лесу помимо уже складированных запасов на мою долю приходится еще несколько отмеченных крестиками деревьев — как поваленных, так и стоячих, но усохших. По выданному мне ордеру я имею право произвести вывоз дров на дачный участок в течение месяца. Времени хватает с избытком — и на окончательную заготовку и переработку в дровяную древесину оплаченных и “проточкованных”, а потому причитающихся мне по закону деревьев, и на поиски техники, на которой эта древесина будет доставлена во двор. Если же по каким-либо причинам время будет упущено, можно обратиться в лесничество, и срок действия ордера продлят.

По итогам работы возник резонный вопрос: есть ли выгода от самозаготовки дров лесхозу? Ведь ради того чтобы положить в бюджетную “копилку” эти несчастные 2430 рублей, делянку должен был посетить мастер леса, потеряв не только время, но и потратив топливо на проезд. Даже все бланки строгой отчетности, которые нужно было заполнить для легализации моей работы, кажется, стоят больше, чем прибыль от реализации дров.

По словам Валерия Семченко, занимаясь самозаготовкой дров, люди тем самым помогают лесной охране наводить порядок в лесу. Ведь у лесхоза не хватит времени и работников для того, чтобы собрать весь так называемый отпад на территории. Поэтому правилами лесопользования оговорено условие: после окончания самозаготовки дров нужно на территории делянки навести порядок — порубочные остатки сложить в кучи для перегнивания, подобрать все ветки, убрать мусор. Каждый человек, который заготовил себе дрова, обязан перед их вывозом из леса вызвать на делянку представителя лесничества. Он посмотрит, наведен ли порядок в лесу, и только после этого подпишет разрешительные документы.

Пусть желающие переплачивают за дрова. Мои же “неосвоенные” кубометры древесины будут ждать меня, и обязательно дождутся.

 Миф о непосильном труде

Во время коротких передышек беседуем. Александр удивляется, что я решился самостоятельно заготавливать дрова — это стало редкостью.

— Конечно, ничего сложного в заготовке нет, — уверяет собеседник. — Да и времени отнимает не так много. Однако у представителей младшего поколения об этом труде сложилось неверное представление. Деревни постепенно вымирают, молодежь перебирается в города. Старики не в состоянии самостоятельно заготавливать топливо, обращаются к детям и внукам. А у тех — страх перед “непосильным” физическим трудом и потерей огромного количества времени. Вот и предпочитают раскошелиться.

Честно признаюсь, подобное представление о самозаготовках было и у меня. Однако по истечении четырех часов, отведенных на “испытание”, прибывший мастер леса намерял пять кубометров дров, заготовленных лично мной: под пологом леса отдельно складированы три “метра” сосны и ели, а также два “метра” березовых чурок. Это почти половина “стратегического запаса”, необходимого для обогрева среднестатистического дома с системой печного отопления на протяжении всего холодного периода. Александр за это же время напилил почти в два раза больше — сказался большой опыт.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter