Что предлагает «девушка без адреса»?

Всегда ли преимущества интернет- торговли оборачиваются для покупателя реальной выгодой?

Всегда ли преимущества интернет- торговли оборачиваются для покупателя реальной выгодой?

Не секрет, что онлайн-магазины привлекают потенциальных покупателей не только удобством выбора товаров и их разнообразием. При этом экономится масса времени – не надо днями бегать по магазинам в поиске нового холодильника или электрочайника. Да и стоят они зачастую на порядок дешевле, чем в обычных торговых точках. Одним словом, нужную вещь можно купить, перелистав виртуальные страницы не вставая с дивана, а доставка для интернет-магазинов быстро все привезет в нужный район. Но так ли все беспроблемно, как кажется на первый взгляд?

Наметившаяся в последнее время тенденция снижения цен и предложения скидок на целый ряд непродовольственных товаров сделали интернет-магазины еще привлекательнее для покупателя. Скидки на товары во многих колеблются от 3 до 50 процентов. Растут предложения на приобретение различных накопительных дисконтных карт. Стоит отметить, что если в прошлом году с нарушениями работали около 70 процентов интернет-магазинов, то в этом их количество уменьшилось в два раза. И тем не менее пользуясь услугами электронной торговли, потенциальный покупатель должен быть бдительным и внимательным.

Не купите кота в мешке

Моя знакомая, решив обновить гардероб к отпуску, заказала для себя обновки сразу в нескольких интернет-магазинах. В первом ей пообещали доставить летнее платье в течение двух-трех недель, оговорив необходимость с обязательной, пусть и незначительной, оплаты за пересылку. Выбранную вещь можно было рассмотреть не только на виртуальной страничке сайта, но и в печатном варианте на странице одного из известных брендовых каталогов. Спустя двадцать дней (как и было обещано), Татьяна отправилась за покупкой на почту. К удивлению подруги, ей предложили вначале рассчитаться за платье и его пересылку и только потом его получить.

— Почему я должна платить деньги за кота в мешке? Я ведь даже не развернула посылку, — возмутилась подруга. — Кто его знает, может, платье окажется не того размера, не того цвета, а то и с браком?

Работник почтового отделения ответила, что ее задача — выдать посылку и получить деньги. А примерочных комнат, по ее словам, для такого случая на почте не предусмотрено.

Позвонив в офис, в котором оформлялся заказ, Татьяна узнала, что работники почты действовали по правилам. Также ей объяснили — если платье по тем или иным причинам не подойдет, его можно отправить обратно на склад, заплатив еще около 30 тысяч рублей за пересылку. Затем придется в офисе фирмы написать заявление с просьбой получить свои деньги обратно. А через семь — десять дней можно будет вернуть всю сумму, уплаченную за неудачную покупку. К счастью, платье подруге подошло. Так же удачно в одном из столичных интернет-магазинов она купила брюки и юбку. Здесь вообще не взяли за доставку ни копейки. А доставленные на следующий же день на дом вещи разрешили примерить и лишь затем попросили рассчитаться, выдав, кстати, чек.

Хуже обстояли дела с заказом по одному из иностранных сайтов. На его главной страничке яркая рекламная надпись рядом с изображением симпатичной девушки сулила низкие цены на качественные одежду и обувь. Заказанные джинсы, за которые, к слову, пришлось перевести на счет интернет-магазина полную стоимость в качестве предоплаты, “путешествовали” где-то на два месяца дольше обещанного срока. Когда Татьяна развернула пакет с обновкой, то решила, что ей выслали чужой заказ. Ни цвет, ни отделка не соответствовали тому, что было на фото. Дозвониться до поставщиков оказалось невозможно — телефоны, как и адрес, на сайте отсутствовали, а пояснение, как можно вернуть деньги, было составлено непонятно. Зато черным по белому в пункте “Доставка” значилось, что “иногда цвет или оттенок полученной вещи могут отличаться от образца”, из-за нарушения цветопередачи монитора или качества фото. Претензии от покупателей в таком случае поставщик не принимает.

Будьте внимательны

— Будь то покупка через интернет, в обычном магазине или на рынке, покупатель должен относиться к ней серьезно, — предостерегает председатель общественного объединения “Белорусское общество защиты потребителей” Анна Суша. — В первую очередь следует внимательно прочитать на сайте информацию о продавце и условиях доставки товара. Если таковая отсутствует, с таким магазином лучше не связываться. Претензии потребителей к интернет-торговле сегодня чаще всего вызваны тем, что уже после оплаты заказа обнаруживаются дефекты товара, такие, как несовпадение по цвету и размеру, фактуре или качеству. Клиент желает вернуть одежду или обувь продавцу, но сделать этого не может, так как неизвестен адрес последнего.

Теперь такое вряд ли произойдет с покупателями белорусских интернет-магазинов. При наличии чека отыскать продавца будет несложно. А вот заграничного продавца найти проблематично. Покупатель должен быть осмотрительным, уважать себя и не платить деньги за товар негарантированного качества. В противном случае удобства и выгода, которую так щедро сулят подозрительные торговые точки, могут оказаться банальной приманкой и обернуться для покупателя не только разочарованием, но и материальными потерями.

 В специализированном торговом реестре Беларуси зарегистрировано около пяти с половиной тысяч интернет-магазинов. На них приходится один процент от общего товарооборота. Работать такие “торговые точки” за последний год стали прозрачнее, что, несомненно, привлекает к ним больше новых клиентов.

— Такие позитивные изменения обусловлены мерами, которые за последнее время были инициированы Министерством торговли по оптимизации работы интернет-магазинов, — рассказала начальник управления торговли и услуг Минторга Виолетта Брезовская. — Для этого в прошлом году сформирована рабочая группа, одним из результатов деятельности которой стало принятие документа, направленного на защиту прав потребителей.

Теперь продавец белорусского интернет-магазина обязан предоставить покупателю возможность рассчитаться за приобретенный товар посредством удаленного доступа (мобильного и интернет-банкинга, электронных денег, банковских платежных карточек, через кассы банков и объектов почтовой связи, наложенным платежом). Кроме того, на главной странице сайта интернет-магазинов должна быть размещена подробная информации о продавце, дате регистрации его в торговом реестре. На главной странице предусматривается наличие образцов документов, подтверждающих факт приобретения товара и порядок их оформления.

 “НГ” спросила: Пользуетесь ли вы услугами интернет-магазинов?

Леонид Ващенко, Копыль:
 — Услугами виртуальных торговых точек пользуюсь не первый год. И имею опыт покупателя “со стажем”. Присмотрев нужную вещь в интернет-магазине, не спешу сразу ее заказывать, а отправляюсь в обычный торговый центр, чтобы сравнить цену и получше рассмотреть именно этот  холодильник, телефон или электрочайник, как говорится, в действии. При таком подходе чаще всего покупаю там, где дешевле.

Тамара Громова, Минск:
 — Никогда не пользовалась услугами интернет-торговли. Считаю, что обычные магазины привычнее и надежнее, хотя друзья постоянно рассказывают, что делают через интернет недорогие и качественные покупки.

Станислав Федосеев, Сморгонь:
— Когда оформлял заказ на покупку дачных качелей, не уточнил, каких они габаритов и на какой вес рассчитаны. На фото будущая покупка выглядела достаточно внушительно, а в действительности качели оказались легковесными и неудобными. Другой модели в интернет-магазине не оказалось. Пришлось отказаться от покупки. Позже купил качели в обычном магазине. Впредь буду подробнее расспрашивать интернет-продавца о товаре.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter