Что позволено западному Юпитеру...

Чем с точки зрения логики отличается массовое мероприятие от массового сборища.

Чем с точки зрения логики отличается массовое мероприятие от массового сборища.

На днях французские власти заявили о намерении ввести уголовное наказание за регулярное посещение экстремистских сайтов. Президент Николя Саркози публично объявил, что уголовному наказанию будут подвергаться все, кто регулярно посещает экстремистские интернет-ресурсы и пропагандирует террористическую идеологию. На такие меры французов вынудил пойти «тулузский стрелок» – террорист арабского происхождения Мохаммад Мера, расстрелявший несколько военных и детей из еврейской школы. В этом чудовищном триллере отчетливо проявилась одна из главных проблем современной Европы – полный провал так называемой мультикультурной схемы организации общества. Но сейчас речь не об этом.

В начале текущего года в Беларуси вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение ряда требований по использованию национального сегмента сети интернет. Главная цель изменений – приблизиться к международным стандартам, и в первую очередь пресечь распространение экстремистской информации. Но в адрес белорусских властей с Запада тут же посыпались упреки в нарушении свободы слова, причем критики дошли до абсурда: белорусам, дескать, хотят запретить посещение иностранных сайтов.

Попытки регулировать посещение сомнительных по содержанию сайтов интернета  – явление, распространенное во многих странах. Десятки компаний производят продукты, которые избирательно блокируют web-сайты. С нежелательным контентом активно борются в Европе, Канаде, Китае, Казахстане, ОАЭ, Австралии, Новой Зеландии. Да и в «самой свободной» стране мира – США под бдительным оком находятся все 300 миллионов пользователей американского сегмента всемирной сети. 

Точно так же произошло и с принятым в Беларуси законом о массовых мероприятиях, направленным исключительно на обеспечение общественного порядка. Возможность ограничения прав и свобод при проведении массовых мероприятий допускается международным правом. Например, такими актами, как Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейская конвенция о защите прав и основных свобод. Однако оппозиция подняла столько шума при обсуждении нового закона, что на Западе снова заговорили о подавлении гражданского общества в стране.

Странно, что эти разговоры ведутся на фоне резкого ужесточения в самой Европе законодательства, направленного на обеспечение общественного порядка. По сравнению с европейскими нововведениями белорусский закон выглядит образцом либерализма. Вот, например, жители Женевы на референдуме, прошедшем в марте, одобрили ужесточение правил проведения митингов и демонстраций. Теперь городские власти могут выписать штраф в 100 тысяч швейцарских франков любому, кто принимает участие в демонстрации без соответствующего разрешения или нарушает оговоренные условия ее проведения. Новые ограничения также позволят властям менять маршруты уличных маршей «при выявлении риска для людей и их имущества», в том числе запрещать демонстрации в центре города.

Во Франции если демонстрант наденет маску либо закроет лицо шарфиком, чтобы не попасть в объективы камер наблюдения, жандармы могут взыскать с него 150 евро. Кстати, во французском законодательстве для оценки манифестаций употребляются два термина – массовое мероприятие и массовое сборище. И если за нарушение условий проведения первого можно отделаться минимальным штрафом, то незаконное присутствие на сборище карается годом тюрьмы, а его организация – сроком до семи лет.

Нарушение правил участия в массовых мероприятиях в Германии карается сроком до трех лет. А в британском законодательстве существует понятие «угрожающее поведение». За один только злобный вид британский демонстрант может поплатиться 400 фунтами стерлингов.

Отличительная черта европейских законов – четкая регламентация массовых мероприятий. Самовольное изменение маршрута шествия либо места проведения митинга сами по себе считаются серьезным нарушением. Участников таких акций штрафуют, а организаторов, как правило, упекают за решетку. Существуют и забавные лазейки в законах, чтобы вообще избежать проявления протестных настроений. Нижняя палата конгресса США недавно одобрила поправки к закону о посещении закрытых объектов и охраняемых зданий. Документ запрещает митинги возле госучреждений, банков, офисов. Кроме того, нельзя протестовать в присутствии любого официального лица, которое находится при исполнении служебных обязанностей. Иначе крупный штраф и до десяти лет лишения свободы.

Самым скандальным и противоречивым документом в американской истории стал так называемый Патриотический акт, принятый в октябре 2001 года, вскоре после терактов 11 сентября. Этот закон наделил правительство и силовиков безграничными полномочиями: без уведомления обыскивать любое помещение, прослушивать телефоны, читать чужую интернет-переписку. Конечно, любая страна вправе защищать себя и своих граждан от возможных угроз. Очевидно, поэтому действие Патриотического акта продлевается конгрессом ежегодно, а разбушевавшиеся митинги в американских городах разгоняются энергично, жестко и без лишних сантиментов.

Кстати, недавно Пентагон представил более «гуманное» оружие для разгона митингующих граждан. Новую электромагнитную пушку уже окрестили лучом боли. Она способна пускать мощный тепловой луч на расстояние до одного километра. Как утверждает один из морских пехотинцев, принявших участие в испытании оружия, «система активного отбрасывания» создает жар как от открытой духовки. По его словам, стоять под лучом просто невозможно.

Можно вспомнить еще и разгоны демонстраций в Великобритании, Греции, Италии, Румынии. Но о санкциях и резолюциях в отношении этих стран почему-то ничего не слышно. Кто же станет наказывать самого себя. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter