Что посеешь — то и продашь. Заключив договор с местной потребкооперацией, вы получаете гарантию, что излишки выращенных вами овощей и фруктов обязательно заберут.

Чтобы осенью похвастать хорошим урожаем, с приходом весны дачники и огородники с головой погрузились в сезонные заботы – что посеять, где купить семена и как из них что-то путное вырастить. «НГ» предложила хозяевам уже сейчас задуматься над тем, как потом этим урожаем распорядиться. И пригласила в редакцию на прямую телефонную линию председателя правления Белкоопсоюза Сергея Дмитриевича СИДЬКО, в подчинении которого находятся все заготовительные пункты местных райпо, а также сельские магазины и автолавки.

Антоновка на вес золота

— Здравствуйте, меня зовут Ольга. Говорят, что с райпо можно заранее заключить договор на закупку сельхозпродукции. У меня мама живет в Слуцком районе и выращивает помидоры, огурцы, картошку. Хотелось бы узнать, как можно договориться об их сдаче, по какой цене закупается продукция?

— Да, мы такое практикуем. Ваша мама может заключить договор на поставку сельхозпродукции с районным потребительским обществом. В нем будет указано, что вы со своей стороны обязуетесь поставить определенное количество сельскохозяйственной продукции, а райпо обязуется оплатить. По какой цене — сейчас я не могу сказать: смотря какая цена сложится на рынке на тот день. Допустим, если вы будете сдавать ранний картофель, то наверняка это будет около трех тысяч рублей за килограмм, а может, и все пять к тому времени. Среднеспелый картофель уже будет иметь другую рыночную стоимость на момент сдачи. К кому обратиться? К председателю райпо той местности, где проживает ваша мама, а еще лучше к заместителю председателя райпо по заготовкам.

— Здравствуйте. Ирина Ковалева беспокоит. У меня в Бобруйском районе есть большой сад и огород. Что посоветуете посадить, чтобы потом можно было выгодно у вас сдать?

— Сколько яблонь у вас, Ирина?

— Много и разных сортов.

— А поздние есть, которые мы на хранение можем положить? Антоновка высокорослая?

— Есть.

— Отлично, мы ее заберем на мочение. Какие сорта нам ни предлагают на мочение, ничего не подходит, кроме той антоновки с той яблони, которая вырастает большая, под четыре метра. Мы с удовольствием заберем все.

— Даже если она побита?

— Мы приедем и снимем яблоки вручную. На те, что побиты, будет другая цена, потому что они в процессе мочения из-за гнилостных реакций испортят нам всю партию. Еще вишню возьмем, черешню, смородину красную и черную. Сливы нужны меньше, потому что промышленность их неохотно берет. С грушей тоже сложнее: она не хранится и на соки ее плохо берут. Морковку у вас заберем на соки, картофель, лук, чеснок, свеклу и кабачки.

— И кабачки даже? У меня их огромное количество, вечно пропадают.

— Только вы их не растите до размера в два обхвата — из таких получается плохая кабачковая икра. А вот кабачки среднего размера заберем с удовольствием.

— А как мне с вами созвониться в пору созревания урожая?

— Звоните на телефон горячей линии Белкоопсоюза — (8-017) 226-82-52, 226-84-95.

— Хочу узнать, есть ли уже какие-либо наметки, по какой цене в этом году будут принимать черешню, вишню, клубнику.

— По черешне и вишне пока ничего сказать не могу. Мы сможем что-либо прогнозировать, когда появятся реальные виды на урожай. Что касается клубники, то в прошлом году первую ягоду, сортовую, товарного вида, мы принимали по 6 тысяч рублей. Буквально через несколько дней цена опустилась до 3 тысяч, а мелкую, так называемую техническую клубнику брали по 900—1300 рублей. В этом году мы уже провели семинар-совещание в Лунинце — нашей клубничной столице, которая диктует объемы и цену на ягоду, и можем сказать, что, судя по завязи и погоде, урожай клубники будет гораздо выше прошлых лет. Но это лишь предположение, природа может внести свои коррективы.

— А как быть, если неурожай? Вдруг я обяжусь сдать определенное количество редиски, а потом не смогу его собрать.

— Это договор о намерениях. И если случится неурожай, то никаких санкций к вам применяться не будет. И даже если урожай у вас будет хороший, но по каким-либо причинам вы примете решение продать его кому-то другому, санкций тоже не будет. Мы гарантируем населению, что все, что вырастет, мы обязательно заберем. А если договора не будет, то у человека может появиться чувство неопределенности или страха: а вдруг выращу, а потом у меня ничего не заберут. Мы уже заключили более 45 тысяч таких договоров на закупку 41,6 тысячи тонн сельхозпродукции.

От автолавки до гипермаркета

— Меня зовут Алексей, я часто бываю в командировках. Когда едешь на Гродно, Брест, то на трассе точки питания есть, а вот по направлению на Могилев негде остановиться и попить кофе. Вы собираетесь как-то это решать?

— На могилевской трассе у нас есть объект “Кировчанка”, он находится на пересечении трасс Минск — Могилев и Гомель — Санкт-Петербург. А в том, что таких мест недостаточно, вы совершенно правы. Сегодня у Белкоопсоюза есть программа развития придорожного сервиса, выделено финансирование и процесс сдвинется с мертвой точки. Раньше считалось, что это сфера деятельности частных предпринимателей, что они лучше работают, чем государственные организации, к которым относится и потребительская кооперация. Но это не так. Мы уже строим кафе в белорусском национальном стиле в Щучинском направлении около деревни Мицари на трассе Минск — Гродно, на трассе Минск — Брест около Ивацевичей, на месте бывшего пункта ГАИ. Появится кафе на пограничном переходе у деревни Новая Гута около Гомеля, на 92-м километре автотрассы Полоцк — Миоры — Браслав у деревни Перебродье Миорского района, на трассе Минск — Молодечно в Мядельском районе и на трассе Барановичи — Волковыск — п.Пограничный — Гродно около Зельвы.

— А что там можно будет купить? Чипсы, минеральную воду или все-таки что-то из горячего?

— У нас сегодня во всех придорожных объектах бывает по два-три первых горячих блюда, пять-семь вторых. От чипсов, напитков и завернутых в полиэтилен бутербродов мы уже уходим. По моему мнению, в придорожном сервисе не нужен ресторанный ассортимент. Достаточно двух первых блюд на выбор, плюс хороший свиной, куриный шашлык, барбекю, котлеты. Ведь это придорожный сервис: человек остановился поесть и поехал дальше.

— Одно дело ассортимент, другое — сколько это будет стоить...

— Гораздо дешевле, чем в городах. Все определяется набором продуктов, а они везде стоят одинаково. Стоимость блюда увеличивает наценочная категория заведения — это может быть надбавка и наценка 200 процентов, а может быть 40 процентов. Мы склоняемся к тому, что прибыль получать надо за счет оборота продукции, а надбавки и наценки достаточно установить на уровне 40—50 процентов, на уровне второй наценочной категории.

— И еще один вопрос. В райцентрах магазины райпо не идут ни в какое сравнение с минскими. И в то же время кое-где уже появляются магазины российских сетей. Не понимаю — может, Белкоопсоюз не хочет зарабатывать деньги?

— Вы можете назвать магазин, который вас не устроил? У нас их 10 308 — это около половины всех магазинов в стране.

— В том же Ивье небольшой ассортимент товаров, да в любом районном центре так.

— Так категорично я не говорил бы. Хорошие магазины в Лиде, в Скиделе, Молодечно... Ведь у нас около 3,5 тысячи продовольственных магазинов, 1,5 тысячи промтоварных и свыше 5 тысяч магазинов смешанного ассортимента.

— А как вы планируете развиваться? Появятся ли гипермаркеты?

— В Гомеле мы приступили к строительству гипермаркета торговой площадью 10 тысяч квадратных метров. Это сопоставимо с “Простором” и “Короной” в Минске. Возможно, ваше мнение о потребкооперации изменит тот факт, что недавно на конкурсе в Молодечно мы купили 12 магазинов и торговую базу Молодечноторга и победили достаточно сильных конкурентов на рынке розничной торговли. Это 14 тысяч квадратных метров общей площади в городе, где будет проходить в этом году праздник дожинок.

“Шерстяной” вопрос

— Меня зовут Валентина Михайловна. У меня такой вопрос. Люди выращивают овец, стригут их, а заготовительных пунктов, которые могли бы принять шерсть, нет. Может, что-то в этом направлении планируется сделать?

— К сожалению, наше население содержит овец такой породы, которая дает шерсть невысокого качества. После ее мойки выход готовой продукции составляет всего 30—60 процентов. А в течение года от одной овцы при стрижке можно получить до четырех килограммов шерсти. Цена, которую сегодня могут предложить организации потребительской кооперации за килограмм шерсти, населению просто невыгодна. А наши закупочные цены зависят от отпускных цен перерабатывающих предприятий и затрат на заготовку и транспортировку сырья.
В Беларуси шерсть перерабатывает только одно предприятие — Смиловичская валяльно-войлочная фабрика, которая в основном приобретает сырье в Средней Азии и России. Причем немытую шерсть предприятие вообще не перерабатывает, а ее мойкой занимается другое предприятие — Ильичевская шерстомойка, она находится в Рогачевском районе Гомельской области. Предприятие принимает немытую шерсть по цене 1000—1500 рублей за килограмм в зависимости от вида шерсти, а минимальная партия должна быть не менее чем полтонны. Получается, что закупочная цена шерсти у населения составляет всего 500—700 рублей за килограмм. Из-за таких низких закупочных цен последние два года население к нам даже не обращалось. А в 2008 году мы закупили 600 килограммов шерсти по средней закупочной цене 600 рублей за килограмм.

— Сергей Дмитриевич, здравствуйте. Меня зовут Татьяна Петровна. Я живу в Минске, но очень часто езжу навещать свою маму в деревню Негорелое Любан-
ского района. Магазина там давно нет, но автолавка приезжает как по часам три раза в неделю. Хочу сказать, что вы делаете хорошее дело, доставляя товары в такие маленькие деревни. Потому что для жителей этих деревень ваша автолавка настоящее спасение.

— Вам спасибо, Татьяна Петровна, за добрые слова. Потребительская кооперация создавалась в первую очередь для обслуживания сельского населения. Наш долг поддерживать людей, живущих в глубинке. Сегодня передвижная торговля обслуживает более 13 тысяч деревень. Из них почти 4 тысячи, в которых проживает до 10 человек, и 2 тысячи, где живут до 5 человек. Мы не оставляем без внимания ни один малонаселенный пункт. Автолавка потребкооперации заезжает даже в те села, где проживает по одному-два человека. К примеру, в деревне Шауры Витебского района один житель, в деревне Красных того же района — два. Такие деревни есть и в Брестской, и в Гомельской областях. 560 автомагазинов потребкооперации регулярно курсируют по проселочным дорогам. В любую погоду, в дождь и снег два раза в неделю к деревенским жителям приезжает магазин на колесах и доставляет товары первой необходимости. Так будет и впредь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter