Что посеем... Прививать любовь и уважение к природе надо чуть ли не с пеленок.

Этой аксиомы экологи Солигорщины и стараются придерживаться на практике.За 17 лет руководства Солигорской инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды принципиальный и требовательный Александр Гарнишевский приобрел не только немало друзей, но и недругов. За большой вклад в организацию раздельного сбора мусора и переработку вторичных материальных ресурсов, а также за содействие в создании очистных сооружений, позволивших значительно уменьшить загрязненность реки Случь, он награжден медалью “За трудовые заслуги”. Однако не меньше гордится Александр Григорьевич и благодарностью от министра природных ресурсов и охраны окружающей среды. Потому что объявлена она за приобщение детей к природе.

Этой аксиомы экологи Солигорщины и стараются придерживаться на практике.За 17 лет руководства Солигорской инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды принципиальный и требовательный Александр Гарнишевский приобрел не только немало друзей, но и недругов. За большой вклад в организацию раздельного сбора мусора и переработку вторичных материальных ресурсов, а также за содействие в создании очистных сооружений, позволивших значительно уменьшить загрязненность реки Случь, он награжден медалью “За трудовые заслуги”. Однако не меньше гордится Александр Григорьевич и благодарностью от министра природных ресурсов и охраны окружающей среды. Потому что объявлена она за приобщение детей к природе.

Чистые сердца

Около пятидесяти ребятишек, посещающих детский сад “Криничка” в деревне Хоростово, занимаются в группах “Журавінка”, “Верасок”, “Чабарок”. Каждая из них опекает свой живой уголок, собралась целая коллекция детских поделок на тему природы. Во дворе — цветы, кустарники, деревья, посаженные с помощью малышей. Тут же — экологическая тропа. И подобных детских садов с экологическим уклоном на Солигорщине больше десяти.
Благодаря стараниям учеников и педагогов, Завшицкая школа-сад превратилась в место, где все дышит любовью и уважением к природе. Названия спецкурсов “Огородничество”, “Аквариум”, “Экологическая грамматика” говорят сами за себя. Действуют детские объединения “Солнышко”, “Калейдоскоп”, “Чистые сердца”. Здесь создан музей экологии, причем экскурсии проводят не учителя, а сами школьники. И классы, и пришкольная территория утопают в зеленых насаждениях. Ребята помогли сельским жителям сделать анализы воды в колодцах и очистить их. Как результат — Завшицкая школа-сад имеет благодарственное письмо от Президента страны, а ее музей природы признан лучшим среди школьных музеев Беларуси.
В самом Солигорске “не зарастает тропа” в эколого-биологический центр детей и юношества. Здесь собрано восемь сотен самых разных растений почти со всех континентов, есть дендрарий, аптекарский огород и даже Сад чувств, где красота необычных растений и со вкусом подобранная музыка наполняют человека положительными эмоциями.
В Краснодворской СОШ организован музей птиц, в школе № 1 г.Солигорска собрана экологическая библиотека, насчитывающая более 4 тысяч книг. А учителя и учащиеся гимназии № 2 создали уникальный музей насекомых... 

Первые шаги в науку

— Вложение “экологических” средств в образование ребят — самое эффективное, если думать о дне завтрашнем, — убежден Александр Гарнишевский. — Но отдачу от них можно наблюдать уже сегодня.
Ученицу средней школы
№ 4 Веронику Фатееву в Солигорске встречали с цветами — со своей исследовательской работой она не только попала на международную олимпиаду по экологии, но и, оставив позади девять десятков претендентов из 33 стран, вернулась из Стамбула с бронзовой медалью. Так строгое жюри оценило ее работу о болезнях рыб Солигорского водохранилища. Это исследование заинтересовало и местных рыбоводов. Подобных, вполне взрослых, исследований школьники проводят немало.
Учащиеся Сковшинской средней школы уже многие годы успешно применяют приобретенные знания на практике. Ребята украсили территорию школы цветами, кустарниками, оборудовали экологическую тропу. Наиболее инициативные ученики 4—11-х классов объединены в школьное лесничество. Вся школа радовалась, когда старшеклассники Виктор Рогалевич и Степан Хамицевич за доклад на международной научной конференции получили вторую премию и диплом Национальной академии наук Беларуси, стали стипендиатами специального фонда Президента Беларуси.

Словом и делом

В школах учат не только любить природу, но и беречь ее ресурсы. Солигорщина ежедневно “производит” около 200 тонн мусора, в котором немало сырья, пригодного для  использования. Поэтому среди школьников города и района организовано соревнование — кто больше соберет вторичных материальных ресурсов. Ребятам не только популярно объяснили, что 1 тонна  собранного ими раздельного мусора спасет 13 деревьев, сбережет 2,5 барреля нефти или сэкономит более 4 тысяч киловатт-часов электроэнергии. Моральный стимул подкрепили материальным: лучшие коллективы получают премии, ездят на экскурсии в Беловежскую пущу, музей природы БГУ, Ботанический сад.
Александр Гарнишевский очень доволен, что в этом году появились средства, на которые можно приобрести больше книг и пособий для школ, современной аппаратуры для научных исследований. Значит, экологическое воспитание школьников станет еще более эффективным, а край наш — красивее и богаче.

Языком цифр 
В школах Солигорского района организовано 36 экологических кружков, 10 экологических троп, 3 музея природоведческой направленности, 9 кабинетов по экологии, действуют 20 экологических отрядов, 24 “зеленых” и “голубых” патруля, 27 производственных бригад.

Языком цифр
В биолого-экологических конкурсах районного уровня участвовали более 10 тысяч учащихся 35 учреждений образования Солигорского района. В конкурсах областного и республиканского уровня — более 300 юных экологов из 18 школ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter