Что получит Беларусь от вступления во Всемирную торговую организацию?

На эту тему наш разговор со старшим преподавателем БГУ, экономистом Михаилом Чепиковым

Уже в августе Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации. А поскольку Беларусь находится с Россией в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, то жить по правилам ВТО придется и Беларуси. По этому поводу в начале июня Владимир Путин на саммите Россия – ЕС заявил, что Евросоюз должен учитывать решение Беларуси и Казахстана принять на себя условия вступления России в ВТО и оказать им всяческую поддержку при вступлении в эту организацию. Какие же выгоды сулит Беларуси участие в международной торговой системе, к чему готовиться, что будет с ценами? На эту тему наш разговор со старшим преподавателем БГУ, экономистом Михаилом ЧЕПИКОВЫМ.

– Михаил Юрьевич, Беларусь, Казахстан и Россия все более уверенно продвигаются по пути интеграции. Начали с Таможенного союза, вышли на Единое экономическое пространство, в недалеком будущем появится Евразийский союз. Формируется большой единый самодостаточный рынок. Зачем вообще нам вступать в ВТО?

– Начнем с того, что на долю входящих в ВТО 153 стран приходится примерно 95–97 процентов мирового товарооборота. За шестьдесят лет работы ВТО (ранее ГАТТ. – Прим. М.Ч.) мировой экспорт товаров увеличился почти в 270 раз, ведь базовый принцип организации – свободная торговля, минимум барьеров и ограничений. А увеличение экспорта – основная стратегия Беларуси, если хотите, вопрос нашего выживания. После вступления в ВТО белорусским производителям будет легче выходить на внешние рынки, а в случае возникновения конфликтных ситуаций у Беларуси будет доступ к разработанному ВТО механизму решения торговых споров. Сейчас белорусский экспорт сталкивается на зарубежных рынках с целым рядом барьеров, таких, как антидемпинговые процедуры, квотирование, лицензирование и так далее. Устранение этих преград, по оценкам экспертов, позволит экспортерам получать дополнительно до ста миллионов долларов ежегодно.

– После того как в ВТО вступит Россия, что будет в Беларуси с ценами? Товары станут дешевле?

– Если учесть, что границы станут более открытыми, то у белорусского потребителя, естественно, будет более широкий выбор, в том числе, и по ценовому фактору. Ведь в отношении более тысячи позиций российские обязательства перед ВТО ниже действующих ставок Таможенного союза на 7–15 процентных пунктов. То есть на рынке будет больше товаров из третьих стран – легковые автомобили, одежда, обувь, бытовая техника и другие наименования, причем не секрет, что многие из них дешевле отечественных аналогов.

– Но ведь в таком случае серьезно возрастает конкуренция для белорусских производителей. Готов ли, к примеру, легпром страны состязаться сегодня с китайскими или турецкими коллегами?

– Да, на первых порах могут возникнуть определенные трудности, особенно у тех отраслей, которые максимально оберегает и поддерживает государство путем выдачи всевозможных субсидий, льготных кредитов и так далее.

Но давайте смотреть на ситуацию объективно. Белорусская экспортно ориентированная экономика очень сильно зависит от соотношения цен экспорта и цен на импортируемые энергоносители и сырье. Поскольку мировые цены на нефть и газ неизбежно будут расти, условия внешней торговли для Беларуси постепенно усложняются. Белорусские товары на внешних рынках становятся дороже, возрастает конкуренция с зарубежными аналогами. С одной стороны, это благо, поскольку в условиях снижения конкуренции нет стимулов для развития производства и повышения производительности труда. С другой стороны, цена конкуренции может оказаться слишком высока.

Была ли готова Украина, вступившая в ВТО в 2008 году и получившая переходный период в пять лет, к тому, что спустя несколько месяцев в стране закроются десятки сахарных заводов, а масла и жиров в эту страну станут завозить в сто раз больше? Единственный путь в этой ситуации – тот, которым Беларусь уже пытается следовать: производственная кооперация с зарубежными предприятиями, укрупнение рынков сбыта, создание современных совместных холдингов, у которых гораздо больше возможностей выстоять на мировом рынке. Одновременно надо модернизировать собственную экономику, снижать затраты и повышать качество продукции.

– Как игра по правилам ВТО скажется на сельском хозяйстве? Ведь это самая дотируемая государством отрасль, и уменьшение господдержки крайне негативно может отразиться на продовольственной безопасности.

– Сельское хозяйство во всем мире самый лоббируемый и защищенный сектор, и Беларусь тут не исключение. Другое дело, что необходимо упорядочить те льготы, которые предоставляются аграрному сектору. Ресурсы должны быть сконцентрированы на тех направлениях, которые для Беларуси наиболее выгодны и перспективны. Скажем, в стране много пастбищ, натуральных кормов, и можно было бы больше производить говядины, телятины, которые на мировом рынке стоят гораздо дороже свинины или мяса птицы.

Некоторые вопросы, касающиеся структуры производства, должен отрегулировать сам рынок, например, через систему закупочных цен. В Польше в начале 90-х годов задумались над тем, как увеличить производство сыров. Правительство, проанализировав ситуацию на рынке, в несколько раз повысило закупочные цены на молоко сырного качества, отличающееся от обычного молока степенью жирности и другими характеристиками. Всего три года понадобилось польским фермерам, чтобы вырастить племенной скот, внедрить новые технологии, усовершенствовать кормовую базу. В итоге доля сырного молока в сырьевой базе увеличилась с 40 процентов до 85.

Перспективы вступления в ВТО должны расшевелить многих отечественных производителей и подстегнуть реформы в реальном секторе экономики. А это инвестиции, новые технологии, качественно иной менеджмент и, как следствие, более эффективное производство и высокооплачиваемые рабочие места. Внешняя конкуренция плюс иностранные инвесторы заставляют играть по международным правилам и достигать мирового уровня эффективности, что сразу ощущают потребители.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter