Протодиакон Павел Бубнов: в каких подарках не нуждаются современные дети

Что подарить ребенку

«Какое же это счастье — у нас родился долгожданный сыночек! Поздравьте нас!» — восклицают обычно новоиспеченные папа и мама. Проходят скорби первого года жизни малыша, исчезают бессонные ночи, маленький человек подрастает, делает первые шаги, произносит первые слова. Все это рождает в сердцах родителей очень большую любовь к своему чаду. «Ты мой самый любимый, ты мой ненаглядный, я люблю тебя больше всех на свете!» — такие слова постоянно сходят с уст любящих родителей.

«Ну а что же в этом плохого? Что может быть чище и выше, чем материнская любовь?» — с недоумением скажут многие. Отложим ненадолго ответы на эти вопросы и продолжим наблюдать за типичным жизненным развитием среднестатистического «чада».

Любовь родителей к ребенку, естественно, не ограничивается словами «У него должно быть все самое лучшее! Я все сделаю, чтобы мой ребенок ни в чем не нуждался!..» И вот, руководствуясь исключительно большой любовью к ребенку, родители покупают, дарят, дают ему не только необходимое, но и просто ненужное, даже вредное. Сегодня самый яркий пример вредной родительской любви — смартфоны и планшеты в руках у детей. Мы видим малышей двух-трех лет, которые сроднились с гаджетами. Действительно, можно признать необходимость мобильного телефона даже для первоклассника в современном городе. Но ведь для связи достаточно простейшего кнопочного варианта. Тогда зачем первоклашке смартфон? Чтобы играть в игры, пользоваться интернетом, слушать музыку, смотреть видео. И вот эти первоклашки на перемене, вместо того чтобы побегать и дать отдохнуть своим глазам, нагружают их еще больше. Очень быстро зрение начинает ухудшаться. Вернувшись домой и сделав уроки (может быть), они снова утыкаются в гаджеты, играют, смотрят, разрушают свое физическое здоровье. А душа их? Не гибнет ли она от того, что льется на них из этих смартфонов (английское smart означает «умный», «смышленый», но делают ли смартфоны людей умнее или могут оставить их в дураках?). Ведь если не каждый взрослый может отфильтровать вредное от безвредного, что уж говорить о детях? И вот все самое разрушающее — компьютерные игры, ужасная музыка, развращающее видео — становится легкодоступным детям исключительно благодаря большой родительской любви.

Дети получают от любящих родителей комфорт, удовольствия, развлечения, внимание. Все это дается взрослыми нередко даже в ущерб самим себе, чтобы «у моего было все самое лучшее» или «не хуже, чем у других». В этой тональности ребенок растет и привыкает, что ему — все самое лучшее.

Наступает подростковый период. Милое чадо уже не умиляет (то есть не вызывает любви), а огорчает, озлобляет, обманывает, оскорбляет своих так любивших его родителей, которые ради него «ночей не спали». Ребенок-подросток теперь (как ему кажется) может сам решать, что ему нужно, и, если родители не согласны с его выбором, это их проблема. Ведь он привык, что все лучшее — ему, что любое его желание будет исполнено. Всему этому его научила большая родительская любовь.

Тут и наступает момент истины: «Как же так? Почему большая любовь породила большую ненависть, а мы оказались у разбитого корыта?» Со слезами приходят матери к священнику и спрашивают: «Что же делать?..»

В 14 лет ребенка уже не поменяешь, но вопрос этот мы сформулируем по-другому: как любить ребенка, чтобы не оказаться у разбитого корыта?

Об этом — в следующий раз.

Протодиакон Павел Бубнов, преподаватель минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter