Что почем в Таможенном союзе?

ВХОЖДЕНИЕ Беларуси в Единое экономическое пространство (ЕЭП) требует адаптации к новым условиям всей системы аграрных отношений. Это в первую очередь относится к ценообразованию на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары, поскольку оно в решающей степени способно оказать влияние на результаты работы аграрной отрасли.

О ценообразовании на сельхозпродукцию на территории Единого экономического пространства.

ВХОЖДЕНИЕ Беларуси в Единое экономическое пространство (ЕЭП) требует адаптации к новым условиям всей системы аграрных отношений. Это в первую очередь относится к ценообразованию на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары, поскольку оно в решающей степени способно оказать влияние на результаты работы аграрной отрасли.

Диспаритет неистребим

В последние годы темпы роста цен на сельхозпродукцию в Беларуси были ниже темпов увеличения цен на промышленные ресурсы для сельского хозяйства, что по-прежнему свидетельствует о диспаритете. Потери, понесенные сельским хозяйством в результате неэквивалентности межотраслевого товарообмена, компенсировались государственной поддержкой далеко не полностью. По расчетам Минсельхозпрода, за 2011 год ресурсы для села оценивалась в 11 трлн. белорусских рублей. За счет увеличения закупочных цен и перераспределения доходов перерабатывающих предприятий сельхозпроизводителям компенсировано около 9 трлн. руб. Отсюда только в прошлом году потери села от диспаритета цен составили 2 трлн. рублей. Это отрицательно сказывается на финансовом состоянии сельскохозяйственного производства, создает дополнительные препятствия притоку инвестиций в аграрный сектор.

Недостаток собственных средств вынуждает сельскохозяйственные организации регулярно привлекать кредитные ресурсы, которые далеко не всегда своевременно возвращаются. Это приводит к увеличению задолженности сельскохозяйственных организаций, которая по состоянию на 01.12.2011 г. достигла 20,2 трлн. рублей.

Сопоставляя уровни цен на промышленную продукцию и продукцию сельского хозяйства, можно констатировать, что сельскохозяйственные производители нашей страны находятся в невыгодных условиях по сравнению с другими участниками Единого экономического пространства. Так, для приобретения одной тонны дизельного топлива отечественным сельхозпроизводителям необходимо было по состоянию на 01.01.2012 г. продать шесть тонн молока, тогда как в России и Казахстане — 1,79 и 1,34 тонны молока соответственно.

Установление справедливого ценообразования на сельскохозяйственную продукцию очень важно на современном этапе, если учесть, что с 01.01.2012 г. вступило в силу Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, которое предусматривает ее поэтапное снижение. В рамках договоренностей до 2016 года республика обязана будет снизить уровень господдержки селу с 16 до 10 проц. от общей стоимости производимых сельскохозяйственных товаров.

Следует также учитывать, что с каждым годом сельское хозяйство вынуждено все больше средств расходовать на постоянно дорожающие материально-технические и энергетические ресурсы, которые составляют весомую часть затрат. В этих условиях при заниженном уровне закупочных цен вряд ли можно ожидать выхода сельскохозяйственного производства на рентабельность, обеспечивающую нормальный воспроизводственный процесс.

Конечно, в целях частичной компенсации удорожания материально-технических и энергетических ресурсов государство намеренно и дальше в пределах разумного оказывать помощь сельскому хозяйству, особенно в рамках реализации Государственной программы устойчивого развития села на 2011—2015 годы. Так, в 2011 году на финансирование агропромышленного комплекса из бюджетов всех уровней направлено 7,7 трлн. белорусских рублей, что в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий составило 172 долл. США. Но с учетом существенного повышения цен на предоставляемые селу услуги и на промышленные ресурсы, которые используются в сельском хозяйстве, этих средств для нормального функционирования отечественного сельскохозяйственного производства недостаточно.

Цены требуют корректировки

Для повышения эффективности отечественного производства сельскохозяйственной продукции было бы целесообразно скорректировать предельные минимальные закупочные цены на отдельные ее виды (молоко, мясо крупного рогатого скота и свиней) в сторону увеличения с максимальным сближением с ценами на аналогичную продукцию сопредельных государств, являющихся основными торговыми партнерами Беларуси по Единому экономическому пространству. При этом по некоторым товарным группам следует ориентироваться и на цены, складывающиеся на мировом рынке. В частности, в странах Европейского союза. Считаю, что устанавливаемый на начало каждого года исходный уровень предельных минимальных закупочных цен на продукцию сельского хозяйства необходимо корректировать в зависимости от изменения цен на энергоносители.

Повышение предельных минимальных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию целесообразно сочетать с переходом на единую валюту в формате Союзного государства Беларуси и России. Это позволит, с одной стороны, устранить недовольство населения хоть и постепенным, но твердо устоявшимся повышением розничных цен на продовольственные товары. С другой — избежать «шоковой терапии», связанной с введением радикальных элементов в ценовой политике, поскольку ее реализация будет осуществляться при одновременном росте цен и зарплат.

Предлагаемый вариант ценообразования на сельскохозяйственную продукцию представляется предпочтительным с нескольких позиций и будет способствовать: 1) Расширению возможностей ведения аграрного производства в республике на принципах самофинансирования, что позволит ослабить нагрузку на бюджет, уменьшить сверхнормативное дотирование сельскохозяйственных товаропроизводителей; 2) Выравниванию уровней цен на продовольствие с соседними странами и устранению слабо контролируемого процесса «челночного экспорта»; 3) Повышению инвестиционной привлекательности аграрной отрасли как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов; 4) Обеспечению эквивалентности межотраслевого товарообмена, что позволит увеличить экспортный потенциал агропромышленного производства и, следовательно, поступление необходимых для его инвестирования валютных средств.

Параллельно с повышением предельных минимальных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и связанным с этим ростом розничных цен на продукты питания потребуется привести в соответствие изменившейся ценовой конъюнктуре доходы населения. Это не вызовет повышения инфляции, поскольку прирост доходов будет расходоваться в первую очередь на возросшие в цене продукты питания, которые являются жизненно необходимыми. Здесь следует учитывать, что в настоящее время многие виды продовольственных товаров (колбасы, сыры, рыба и др.) являются малодоступными для значительной части населения, и поэтому их реализация затруднена. Это сдерживает развитие не только сельского хозяйства, но и перерабатывающих отраслей. Поэтому, создав условия для увеличения реализации продовольственных товаров, мы тем самым будем стимулировать их производство.

Рост закупочных цен на сельхозпродукцию и розничных цен на продовольствие (в разумно допустимых пределах) предоставляется целесообразной и необходимой мерой, но при этом правомерно возникает вопрос: какие последствия почти двукратного повышения предельных минимальных закупочных цен на сельхозпродукцию следует ожидать для экономики страны в целом и АПК в частности? Вопрос не праздный, если учесть, что розничные цены на продовольственные товары уже в настоящее время сблизились с ценами на продовольствие, реализуемое в розничной торговле стран — партнеров по Единому экономическому пространству. Ответ на поставленный вопрос можно получить, если глубоко провести анализ сформировавшихся цен в цепочке «производство — переработка — реализация».

В выигрыше – торговля и переработка

Установлено, что в благоприятном положении находятся предприятия торговли, поскольку розничные цены значительно превышают отпускные. Так, розничная цена на молоко, прошедшее переработку, чуть ли не в два раза превышает цену этого продукта, отпускаемого в торговую сеть промышленными предприятиями. Еще большие различия наблюдаются по другим товарным группам (говядина, свинина), из которых производятся соответствующие конечные виды продовольствия. Значит, есть резервы роста цен как закупочных, так и отпускных, оставляя на том же уровне розничные цены или, в крайнем случае, установив их на уровне Российской Федерации как страны—партнера Союзного государства.

Надо отметить, перерабатывающая промышленность потребляет сельскохозяйственное сырье по заниженным ценам, что, на первый взгляд, является как бы облегчающим условием (дополнительной преференцией) для ее успешного функционирования. Но так долго продолжаться не может. Ведь потери, которые несет от этого сельское хозяйство, отрицательно сказываются не только на нем, но и на предприятиях переработки. Отсутствие достаточных средств у сельских товаропроизводителей консервирует у подавляющего большинства из них технологическую отсталость, что отрицательно сказывается на уровне себестоимости производимой сельскохозяйственной продукции. В таком случае эта продукция может еще длительное время оставаться дорогой для переработки.

Реализация рассматриваемого сценария не представляет каких-либо угроз для экономики страны в целом и АПК в частности. Скорее, наоборот. Так, уровень жизни населения будет сближаться с Россией — главным нашим экономическим партнером. Произойдет опережающий рост зарплаты тружеников села, которая в настоящее время составляет 61 и 69 проц. соответственно от зарплаты в промышленности и народном хозяйстве в целом. Потенциальные возможности увеличения экспорта продовольствия будут сохраняться на прежнем уровне, поскольку себестоимость отечественной сельскохозяйственной продукции и производимого из нее продовольствия ниже, чем в странах ближнего зарубежья. Это объясняется во многом более высокими организационно-экономическим и технологическим уровнями производства отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, на дальнейший подъем которых взят курс и в ближайшие годы. К тому же при умеренных (примерно одинаковых с Россией) ценах на энергоносители можно надеяться на благоприятную макроэкономическую среду для повышения эффективности работы нашего аграрного сектора.

Необходимо учитывать также, что за последние годы в развитии производственной сферы белорусского села, в отличие от стран ближнего зарубежья, произошло значительное повышение концентрации сельскохозяйственного производства. Площадь сельхозугодий в среднем на предприятие за шесть лет увеличилась в 1,4 раза и составила более 5 тыс. гектаров, что в условиях инновационного развития АПК является немаловажным потенциальным фактором повышения его эффективности на основе реализации эффекта масштаба.

Тем не менее при доведении предельных минимальных закупочных цен на продукцию сельского хозяйства до уровня стран ЕЭП потребуется принять следующие меры:

— увеличить в 1,3—1,5 раза цены на продовольственные товары, отпускаемые в торговую сеть предприятиями перерабатывающей промышленности, что способно обеспечить получение примерно равной выгоды от производственной и коммерческой деятельности в различных сферах АПК, или, попросту сказать, привести в соответствие доходы с расходами на отдельных стадиях (производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация продовольствия);

— ориентировать торговые организации на реализацию продукции на внутреннем рынке по розничным ценам, не превышающим их величину в Российской Федерации; в случае несоблюдения данной рекомендации им грозит потеря конкурентных преимуществ и доходов вследствие наполнения внутреннего рынка более дешевыми продовольственными товарами;

— пересмотреть ценовую стратегию и активно проводить агрессивную политику завоевания внешних рынков с ориентацией на повышение качественных параметров белорусского продовольствия, закрепляя сформировавшееся доверие зарубежных потребителей к национальным продовольственным брендам.

До 2013 года есть время, в течение которого описываемый выше сценарий может иметь плавный рыночный характер, где цены на продовольственные товары к концу нынешнего года будут формироваться на рыночных условиях спроса и предложения в соответствии с ценами на внешних рынках.

Нет сомнения, что, с одной стороны, производство сельскохозяйственной продукции с каждым годом будет обходиться дороже, с другой — в связи с ростом населения Земли спрос на продовольствие, даже и возрастающее в цене, будет увеличиваться. Поэтому благоприятно складывающуюся для нашей страны ситуацию по экспорту продовольственных товаров необходимо в максимальной степени использовать, причем своевременно. Очень важно как можно быстрое создать нашему многоукладному сектору аграрной экономики благоприятные условия для развития аграрного бизнеса, что может стать тем стимулом, который способен оказать весомое влияние на результативность отрасли.

Александр ШПАК, и.о. директора Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, доктор экономических наук, профессор

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter