Что несут танки? К понедельнику в Ираке должны быть урегулированы все разногласия по новой конституции, а ее проект — представлен на рассмотрение в Национальное собрание.

Ранее парламент уже предпринимал попытку обсудить основной закон, но политики не смогли прийти к общему мнению и взяли тайм-аут. Если и на сей раз не удастся достичь согласия, то, вполне возможно, Нацсобрание будет распущено и начнется подготовка к новым выборам.

Вообще, парламентские кризисы — явление достаточно распространенное в мире. Уходят в отставку министры и целые правительства, распускаются законодательные собрания... Все это занимает первые полосы газет, но никогда не воспринимается катастрофично, как цунами. Другое дело — государство, где ежедневно гремят взрывы, где смертники направляют адские автомобили в толпы собравшихся и где улицы патрулируют иностранные солдаты. Нарушение хрупкого равновесия — предвестие трагедии.
Победа в войне еще не означает наступление мира.
За два с половиной года без Саддама Хусейна в Ираке не стало спокойнее.
Перенос ценностей из одного континента в другой всегда чреват отторжением. Тем более когда это делается путем насилия. Принципы европейского государства не являются для исламского мира чем-то вроде суры из Корана. Наоборот, борьба с чужеземцами священна, как джихад.
Количество терактов в Багдаде и его окрестностях из года в год растет почти в арифметической прогрессии. Независимая организация “Iraq Body Count” утверждает, что в Ираке погибло уже более 20 тысяч мирных жителей. Лишь на днях три взрыва унесли жизни почти 50 багдадцев, и около сотни человек были ранены. Мишенью для террористов обычно становятся многолюдные места возле госучреждений, полицейских участков. Тактика запугивания демонстрирует населению, что новая власть слаба и беспомощна, и тем, кто с ней будет сотрудничать, рассчитывать на спасение нечего. В расчет не берется даже то, что несчастные идут в полицию, гвардию, силы безопасности не по убеждению, а от безысходности, из-за отсутствия иного выбора в разрушенной до предела стране.
На этой неделе лидер иракских боевиков Абу-Мусаб аль-Заркави выступил с очередным грозным предупреждением: кто будет участвовать в принятии “не имеющей силу конституции”, пусть “готовится к встрече с Аллахом”. Единственным законом, заявляют экстремисты, может быть только исламский шариат.
“Мы собирались установить демократию, но сейчас понимаем, что получим некую форму исламской республики”, — приводит “Washington Post” слова одного из сотрудников администрации Буша.
Парламент, правительство, президент — все это лишь красочная вывеска на стенах старого здания иракской власти, где в коридорах витает дух воинственного Востока. Ни парламент, ни правительство, ни президент сегодня не могут гарантировать действие элементарных законов. Войска коалиции, сумевшие победным маршем пройти по пустыне, перед задачей наведения в стране порядка оказываются похожими на танк, который готов стрелять, но поставленные цели вне зоны его досягаемости.
Иракская экономика превращена в руины, безработица зашкаливает за 60 процентов, даже столица живет практически без света, существуют проблемы с питьевой водой. Пентагон рассчитывал покрыть военные расходы за счет доходов от продажи нефти, но это пока неосуществимые планы.
“Washington Post” пишет: “Перед началом войны США намеревались установить в Ираке светское правление на основе единства различных национальных и религиозных групп. Теперь американские представители признают, что недооценили претензии иракских курдов и шиитов, которые добиваются самостоятельности”.
При Саддаме Хусейне высшие посты в государстве принадлежали меньшинству — суннитам. В Ираке удавалось сохранять государственную целостность, и законы шариата не играли главенствующей роли. Сейчас все перевернулось. Шииты, которые проживают на юге и которые составляют большинство населения, добиваются создания своей автономии (в основном именно на их территории находятся нефтяные скважины). Курды также намерены уйти “в свободное плавание”. И лишь сунниты — “за единый и неделимый”. Ирак трещит по этношвам. К тому же религиозные группы схлестнулись в споре о роли ислама в законодательстве, о правах женщин и о принципах распределения природных богатств. Понятно, что эти глубинные противоречия не могут быть сняты никаким наскоро подписанным документом. Для этого надо не одно десятилетие вдумчивой и взвешенной политики. Нужна стабильность и целенаправленное движение вперед.
Сегодня же шииты и курды говорят, что готовы дать зеленый свет конституции, основанной на федерализме, даже без согласия суннитов, которые в парламенте и так почти не представлены, но которые являются “основной кадровой базой для сопротивления”.
Министр обороны США Дональд Рамсфелд, прибыв в Багдад, призвал лидеров общин закончить работу над конституцией и подчеркнул, что задержка пойдет во вред установлению в стране мира.
Война в Ираке затягивается и становится все менее популярной в самих Соединенных Штатах.
О претенциозном прошлогоднем плане Буша по реформированию всего “Большого Ближнего Востока” уже никто и не вспоминает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter