Что нельзя вывозить из Беларуси за границу

С прошлых выходных на белорусской границе ввели новые ограничения. Теперь вы-ехать за рубеж с гречкой и десятидневным запасом тушенки в рюкзаке не получится. Оставить дома придется также макароны и отечественный стиральный порошок. А сыра и сахара можно взять с собой только 2 килограмма на человека.

С прошлых выходных на белорусской границе ввели новые ограничения. Теперь вы-ехать за рубеж с гречкой и десятидневным запасом тушенки в рюкзаке не получится. Оставить дома придется также макароны и отечественный стиральный порошок. А сыра и сахара можно взять с собой только 2 килограмма на человека. Кроме того, выезжая на автомобиле за границу чаще одного раза в пять дней, придется заплатить таможенную пошлину на топливо в баке. Такие меры принял Совет Министров Беларуси для защиты внутреннего потребительского рынка. Для чего ввели эти ограничения? Кто прогадал, а кто выиграл от подобных мер, разбирались корреспонденты «Знаменки».

Чтобы сделать невыгодным «челночный» бизнес и приостановить перепродажу товаров в приграничные страны, правительство запретило вывозить за границу белорусские холодильники и цемент, а также установило лимит на вывоз топлива, сливочного масла, мяса, сахара и сигарет. Таким образом Совет Министров Беларуси пытается защитить потребительский рынок.

Не Что нельзя вывозить из Беларуси за границу. фотосекрет, в приграничье многие привыкли годами жить за счет того, что перепродают топливо, сигареты, продукты в соседних странах. Естественно, если литр бензина в Беларуси даже по курсу Нацбанка стоит меньше доллара, а в Польше или Литве – существенно больше (около 1,5 евро), то находится немало предприимчивых граждан, которые легко зарабатывают на разнице. Куда уж проще – залить полный бак бензином или дизтопливом, пересечь границу, там все распродать, положив валюту в свой карман, и вернуться обратно. Аналогично – с сигаретами и продовольствием. Заработок при этом выходит существенный и, заметьте, без всякой уплаты налогов, ведь «челноки», по сути, занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. То, что из-за таких ходоков на границах создаются очереди и в них часами вынуждены стоять люди, выезжающие по работе или на отдых, спекулянтов не волнует. Так же как и то, что от их бизнеса страдает внутренний потребительский рынок и белорусские производители.
Ситуацию нужно было исправлять, и у правительства было несколько вариантов. Например, повысить цены до уровня цен сопредельных государств. Однако в последние месяцы товары у нас и без того подорожали, дальнейшее повышение цен больно ударило бы по кошелькам людей. Полностью запретить вывоз бензина, сигарет и сахара – тоже не выход. Поэтому было решено при вывозе за территорию Таможенного союза автомобильного топлива и некоторых социально значимых товаров взимать пошлины или сборы, которые будут компенсировать разницу цен у нас и в соседних странах. По словам государственного секретаря Совета Безопасности Леонида Мальцева, это общемировая практика защиты внутреннего рынка в интересах своих граждан.

 

Принятая мера тут же вызвала шквал возмущений тех, кто годами зарабатывал за счет «челночного» бизнеса: мол, как же так, теперь придется идти работать. Действительно, наживаться на разнице цен уже не получится. Однако принятое решение правительства затронуло не только спекулянтов. Из-за «челноков» пострадали обычные туристы и те, кто ездит за границу в командировки. Понятно, вряд ли кто-то из них берет в поездку по пять килограммов мяса и сахара. Но курильщики, к примеру, запасаются в дорогу сигаретами, чтобы за границей не переплачивать в несколько раз больше. А некоторые из тех, кто любит путешествовать дикарем, экономят на том, что везут с собой тушенку, макароны, крупы. Как быть с этими людьми? Возможно, следует дифференцировать выезжающих за рубеж и установить для них разные нормы вывоза. К примеру, туристы, раз в год отправляющиеся за границу по путевке, вряд ли покупают тур специально, чтобы вывезти и продать лишний блок сигарет.

Чтобы понять, как затронуло решение правительства обычных туристов, не имеющих отношения к «челночному» бизнесу, корреспонденты «Знаменки» поинтересовались их мнением по поводу установленных лимитов на вывоз топлива и товаров.

 

Алекcандр, инженер, г. Витебск:

– Почитал, что пишут на форумах якобы пострадавшие из-за ограничения вывоза из Беларуси бензина. Это в основном те, кто живет в приграничных районах. Большинство из них, оказывается, нигде официально не работают, а занимаются «челночным» бизнесом. Хорошенькое дело, ни тебе налогов платить, ничего не надо. Не подумайте, что я кому-то завидую или учу жить. Ни в коем случае. Но этим ребятам хочется сказать откровенно: если уж вы занимались нелегальным бизнесом, из-за чего, собственно, и перекрыли вам кислород, то не стройте из себя обиженных и не устраивайте показательные выступления на всю страну. Сейчас из-за таких, как вы, обыкновенный турист (кстати, с куда более скромными, чем у вас, доходами) не сможет, отправляясь на отдых, взять с собой лишнюю пачку сигарет. Ему придется платить валютой, причем втридорога, за какие-нибудь низкопробные турецкие.

 

Светлана Анатольевна, преподаватель, г. Минск:

– Собираемся с мужем поехать на автомобиле в Крым. Если честно, то лично нас эти ограничения по вывозу вообще не коснулись. Ну зачем, скажите, возить из Беларуси в Украину колбасу, тушенку или сыр? Разве что студенты, путешествующие с палатками, могут что-то взять с собой. Давно минули те времена, когда был дефицит и народ тащил с собой продукты. Благо в Украине очень развит придорожный сервис. Все свежее, вкусное и цены приемлемые. Приходилось видеть, как некоторые перекусывают, стоя на обочине и разложив еду на капоте автомобиля. Как турист со стажем, скажу: если не хотите проблем со здоровьем, питайтесь цивилизованно. Расплавившиеся от жары колбаса, сыр или что-то другое – не лучшая еда в дороге. Что касается сигарет, то мы с мужем не курим. Да и для курящих, думаю, двух пачек в дорогу предостаточно, а по приезде можно купить любое курево, какого ваша душа пожелает. А если где и дороже, чем у нас, то, может, пора подумать, что курение вредит вашему здоровью? На мой взгляд, все эти ограничения введены для тех, кто зарабатывал на разнице в цене товаров, так что туристам особо беспокоиться нечего.

 

Кстати

 

Что нельзя вывозить с территории Беларуси за пределы Таможенного союза:

• холодильники и морозильники бытовые ЗАО «Атлант»;

• плиты газовые бытовые напольные белорусско-российского совместного предприятия ОАО «Брестгазоаппарат»;

• цемент ОАО «Красносельскстройматериалы», Белорусского цементного завода, ПРУП «Кричевцементношифер»;

• синтетические моющие средства ОАО «Бархим»;

• крупу (независимо от организации-изготовителя);

• макаронные изделия.

 

Товары, вывоз которых ограничен:

• мясо (свинина) – 2 кг;

• мясо птицы – 2 кг;

• сахар белый – 2 кг;

• мука – 2 кг;

• сыры сычужные – 2 кг;

• масло животное – 1 кг;

• табачные изделия белорусского производства – 2 пачки;

• консервы мясные – 5 банок;

• консервы молочные – 5 банок.

 

Если очень нужно, то и эти товары можно вывезти в большем количестве. Для этого придется заплатить сбор в размере двукратной средней цены указанных товаров. Сделать это нужно до вывоза товаров из Беларуси за пределы территории Таможенного союза. Деньги принимают в белорусских рублях или иностранной валюте по курсу Национального банка, установленному на дату его уплаты, и зачисляют в республиканский бюджет. Оплатить сбор можно в любом банке, а на погранпереходе останется показать квитанцию сотруднику таможни.

 

Компетентно


Владислав Цыдик, председатель Комитета государственного контроля Минской области:

– Помнится, в начале развала Советского Союза было нечто подобное, когда народ массово выезжал в Россию, Украину и другие близлежащие страны с сумками, набитыми сметаной и прочей снедью. Но сейчас ведь совсем другая ситуация. Да, некоторое напряжение наблюдается, но не настолько, чтобы возить туда-сюда бензин или что-либо еще. Наживаться за счет государства контролирующие органы никому не позволят. Ситуация управляема. А вообще у нас достаточно организованных структур, экспортирующих товар цивилизованным способом. Допускаю, что кто-то не хочет ущемлять себя, имея на разнице в цене товара, неплохой доход. Это весьма выгодный бизнес для них. Но система вывоза, еще раз повторюсь, должна быть упорядоченной и организованной. Ведь если речь идет о продуктах питания, где нужны особые условия перевозки, чтобы не допустить развития инфекции, то, например, из-за какого-то лишнего килограмма мяса недопустимо испортить имидж страны.

 

Григорий Козырев, заместитель председателя Добрушского райисполкома:

– Наш район граничит с территорией России и Украины. Естественно, определенные люди стремились получить выгоду на разнице цен в государствах на товары и автомобильное топливо: на погранпереходах отмечали, что есть машины, которые чересчур часто пересекают границу, как правило, в украинском направлении. Но после принятия новых таможенных правил погранпереходы немного разгрузились.


Полосу подготовили Алеся ГОЛОВЧИЦ, Людмила ШЕСТОКОВИЧ, Татьяна ЯКИМЕНКО, «ЗН», фото БЕЛТА
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter