Прошлогодний картофель предприниматели скупают у сельчан по 60 копеек, заготовители — от 45 до 70 копеек за килограмм. Где удобнее и выгоднее?

Что не съедим, не посадим — продадим

Прошлогодний картофель предприниматели скупают у сельчан по 60 копеек, заготовители — от 45 до 70 копеек за килограмм. Где удобнее и выгоднее?

В номере за 3 апреля мы разбирались, хватит ли запасов картофеля до нового урожая и почему отечественному продукту легче и выгоднее уехать на экспорт, чем попасть в торговые сети. В продолжение темы заглянули в закрома сельчан. Ведь львиная доля картофеля (4 из 5 миллионов тонн) растет на их приусадебных участках. Его в охотку едят сами хозяева, кормят домашнюю живность, снабжают городских детей и родню, излишки продают — и так из года в год. 


Нас интересует, какие запасы бульбы перезимовали в погребах и куда, по какой цене их могут сбыть сельчане?

Сдать запасы прошлогодней картошки сегодня сельчане могут в заготовительные пункты потребкооперации. Закупочные цены и требования к качеству продукта регулярно публикуют в районных газетах, размещают на стендах в своих магазинах (а их более 4 тысяч в сельской местности) и автолавках, на рынках. За килограмм бульбы с приусадебного участка кооператоры готовы заплатить от 45 до 70 копеек — все зависит от конъюнктуры рынка, качества, сорта и размера клубней. За январь — март Белкоопсоюз на продажу и для своих точек общепита закупил 3,2 тысячи тонн картофеля, это в два раза больше, чем в такой же период год назад. И каждый месяц объем закупок прошлогоднего урожая бульбы у населения составляет около одной тысячи тонн.

Управделами Орлевского сельисполкома Щучинского района Людмила Омельченко говорит, в сельсовете 36 деревень, люди преобладают возрастные, поэтому садят в огородах ровно столько бульбы, чтобы хватило до нового урожая:

— Обычно по весне пару человек могут позвонить в сельисполком: «Подскажите, где купить, почем, запасы иссякли». В этом году тишина. Хотя кто с посадкой прошлой весной поспешил, бульбу морозом прихватило. Семей же, которые выращивают на себя и еще на продажу, немного. В основном везут осенью на рынки в Гродно, Минск. У кого нет транспорта, сдают кооператорам или просят соседей, кто везет свою на продажу, взять пару мешков. В 2020-м сельисполком выдал сельчанам 22 справки о реализуемой с приусадебного участка картошке. Документ освобождает от уплаты налога на прибыль.

Практикуют и такое: мелкую картошку жители Орлевского сельсовета везут на Рогозницкий крахмальный завод, что в соседнем Мостовском районе примерно в 50 километрах. Но прежде надо считать, стоит ли шкурка выделки. Сегодня на крахмальном принимают по 11 копеек за кило, осенью была такая же цена.

— Имеет смысл везти картошку, когда ее много. Хотя из ближайших деревень могут привезти на своем прицепе один-два мешка. Но чтобы люди выбрасывали бульбу или закапывали излишки, такого не слышал. В крайнем случае отдадут тому, кто держит поросенка, в обмен на кусочек свеженины. Были случаи, когда сельчане в складчину выписывали машину на сельхозпредприятии и везли нестандартный картофель нам. Мы же по деревням не ездим скупать — нерентабельно. Забираем своим транспортом только на сельхозпредприятиях, — рассказывает «СГ» начальник бюро снабжения и продаж завода Вадим Репчиц. — Мостовский и Щучинский — два самых картофельных района Гродненщины. Прошлой осенью мостовчане сдали на завод 358 тонн и 215 тонн — щучинцы. В этом жители Щучинского района бульбу не сдавали. Видимо, запасы уже на подходе.

Как обстоят дела в самом овощеобильном Столинском районе? В агрогородке Рубель предприниматели скупают у людей урожай круглый год, осенью бульбу обменивают на арбузы. Сегодня прошлогодний картофельный урожай сельчане сдают по 60 копеек. Кооператоры дают такую же цену, но с оговоркой: «Нам на эту неделю надо всего 200 килограммов картофеля на продажу. Николай Вабищевич из Рубеля везет урожай в столицу, там за килограмм бульбы можно выручить 90 копеек. Теплицы — сезонное, а бульба приносит доход круглый год:

— Прямо в поле по осени сортируем на крупную, семенную и мелкую. Мелкую — свиньям, семенную — на хранение, большую — на еду и продажу. Осенью крупную бульбу продавал по 60 копеек. Везу в столицу по адресам мешками, по 5—10 килограммов покупают с машины. Да и в Рубеле люди приходят, покупают. У кого поля низкие, в прошлом году подмокла. 

Еще немного, и будут спрашивать, говорит Николай Вабищевич, молодую картошку. По весне на 10 сотках высаживает ранний сорт и накрывает спанбондом. Уже в середине июня получит новый урожай. Прошлой весной продавал первую бульбу по 2 рубля за килограмм.

– Бульбы садят в деревнях меньше, поверьте моему опыту. Моей маме за 70, живет в Закурье, запретил ей заниматься этим — какое там здоровье? — на главу фермерского хозяйства «Красное утро» Владимира Кондратьева из Чашникского района вышли очень просто — по объявлению в районной газете: «Продам картофель».

На наше возмущение, что рубль за килограмм клубней дорого (мы-то уже встречали дешевле), фермер посоветовал заглянуть в магазин, там за кило рубль двадцать просят:

— Семь лет назад в стране был неурожай, и тогда за кило отдавали доллар. Вот это дорого. А нынче удобрения подорожали. Прошлой весной килограмм я продавал за 60 копеек, но ведь и литр солярки стоил рубль 45 копеек, а не рубль 87, как сегодня. А я бульбу заказчикам по району развожу сам. Звонят со всех деревень и даже соседнего района. Еду в Чашники по делам, могу одно-два ведра и на дом привезти. А если не по пути, соберу заказов ведер на 20 и везу в ту сторону. Спросом пользуется и большой, и семенной картофель.

У Владимира Кондратьева под картофелем три гектара. Осенью продавал на рынке, на сельхозярмарках по 50—60 копеек. Хотелось выручить больше, и фермер решил часть урожая сохранить. У него два хранилища — на 100 и на 63 «квадрата». Бизнесмен демонстрирует смартфон с приложением — установленные в хранилище датчики передают информацию о температуре, влажности. Да, цена по сравнению с осенней удвоилась, но попробуй сохрани урожай, рассуждает фермер:

— Это электроэнергия, в морозы топил дровами, газа ушло немало. Сейчас буду перебирать сам. И при правильном хранении картофель в весе теряет до 40 процентов. С другой стороны, те, кто заложил его в бурты осенью, вообще ушли в минус. Кто ж мог подумать, что зимой будут 20-градусные морозы? Я вам могу перечислить фермеров, у кого картофель пропал. Думаю, у сельчан то же самое, поэтому звонят и звонят. У меня самого морковь в бурте подмерзла внизу — пришлось выбросить.


Иван Гойнов из агрогородка Кобыловка Пружанского района работает водителем в местном сельхозпредприятии ОАО «Отечество». Говорит, с супругой лет десять как картошку не садят. Выписать 200 килограммов в хозяйстве по 31 копейке (цена для работников ОАО) за килограмм дешевле, чем садить, обрабатывать, копать, перебирать. Заплатил 60 с лишним рублей — и зимуй себе с драниками:

— Дети в городе, себя обеспечивают. Нам на двоих с женой хватает. По весне посадим грядку, чтобы ранней поесть, и все. Бульба в колхозе хорошая, крупная, фасуют в сетки по 25 килограммов. И если колхозная машина идет в нашу сторону, привезут прямо во двор.

В «Отечестве» в нынешнем году местные жители (это Хоревский сельсовет Пружанского района) картофеля выписывают на 30 процентов больше, чем в прошлом. Причина в неурожае. Хозяйство килограмм клубней отдает за 61 копейку. Своему работнику льготная цена — за 31 копейку в кассе можно выписать до полутонны. И многие этим пользуются: один живет в городской квартире, второй занят на уборке, не до личного подворья, а кто-то в принципе в земле не любит копаться.

Излишки мелкой картошки ОАО принимает от населения на свой крахмальный завод. Цена — 12 копеек за килограмм. По осени сельчане по 200, 300 килограммов сдавали на крахмал, после нового года никого не было. Везут мелкую и фермеры. Но объемы в целом скудные.

— Меньше картошки садят люди, — говорит бухгалтер ОАО «Отечество» Зоя Юзефович, она местная, из Хорева. — Население стареет. А молодежь посадит возле дома 5—10 соток, и им хватает на зиму. Еще лет 15—20 назад был азарт. Держали свиней. В Хореве три стада было — сейчас десять коров. Возле дома участок обрабатываешь, в колхозе брали до 30 соток. Колхоз поможет высадить, обработать, у нас из зарплаты за услуги копеечку спишут. Но все равно это труд. Я в прошлом году от соток в поле отказалась. Люблю, чтобы сотки были чистые, раз пять за лето прополю, а это время, силы. А если поле в 3—4 километрах от дома, еще доехать на велосипеде надо. И по осени частнику заплати за то, что выкопает. Колхоз помогает убирать. Но сначала свою убирает, потом людям. А мы ж привыкли пораньше, пока ясные сентябрьские деньки.

ostapchuk@sb.by

lukashik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter