О проблеме избыточного веса

Что на дне тарелки

Есть у меня пациентка, при виде которой всякий раз недоумеваю. В 53 года при росте 152 см она весит... 150 кг. С трудом протискивается в стандартную межкомнатную дверь. У нее множество болячек, включая онкологическое заболевание, — виной всему, вне всякого сомнения, громадная масса тела. Она пьет множество таблеток, но безуспешно. Потому что главная причина всех ее проблем со здоровьем не устранена. Они начались с детства. Обжорство в их семье было главным принципом питания. Мясо ели как минимум трижды в день. Врачи проводили с ней немыслимое количество разъяснительных бесед. Но она никогда и ничего не меняла в своих привычках.


Как странно получается: не успели в мире снизить остроту проблемы голода, как на первый план вышла проблема избыточного веса. Сейчас ожирением страдает 11,8 процента взрослых землян, более 40 процентов имеют лишние килограммы. В «жирном» рейтинге Европы Беларусь расположилась на подступах к первой десятке. У нас от лишнего веса и ожирения страдает почти треть населения, причем половина — это несовершеннолетние. Статистика навевает осеннюю грусть. Ведь всякий знает, что гипертония, ишемическая болезнь сердца, рак, сахарный диабет тесно связаны с тучностью и полнотой. Получается, уже с юности мы сами себе программируем эти беды. Уверен, сегодня нужна уже национальная программа борьбы с избыточным весом с четкими мерами экономического, организационного характера. И не надо думать, что это дело только врачей. Им уготована незавидная роль — пожинать «плоды обжорства» своих пациентов. Причем те не очень–то горят желанием менять свой образ жизни, перекладывая ответственность за свое здоровье на медицину.


Выходом, на мой взгляд, может быть ужесточение требований при приеме на работу. Уверен, многие бы провели ревизию рациона, если бы в контракте были обозначены определенные требования к состоянию здоровья работника, включая, скажем, конкретное значение индекса массы тела. Другой аспект — само производство вредных продуктов. Во многих странах они облагаются налогом. И, допустим, английские медики уверены, что, если на продукты с высоким содержанием жиров, сахара и соли распространить НДС, то это приведет к уменьшению смертности от сердечно–сосудистых заболеваний на 1,7 процента. Франция, Дания и Венгрия уже приняли решение ввести дополнительное налогообложение для продуктов, содержащих насыщенные жиры или трансжиры, с чрезмерным содержанием сахара или соли. С одной стороны, это увеличит доходы государства, с другой — сработает на просвещение потребителей. Одновременно многие страны запускают целые кампании, поощряющие увеличение фруктов и овощей в рационе. Причем речь не только о высокоразвитой Великобритании с ее программой «5 в день» (столько порций растительной пищи рекомендуется съедать ежесуточно), но и об Аргентине, Бразилии, Мексике. Кстати, очень меня порадовала инициатива одного из минских гипермаркетов, который одно время продавал фрукты без наценки...


И все же главный акцент нужно делать на семье. Ведь самая распространенная причина ожирения у нас — сложившиеся там привычки. Детей перекармливают, балуют сладким, из–за нехватки времени все чаще переходят на полуфабрикаты или вовсе фаст–фуд. Вспоминаю одного гродненского долгожителя, который в детстве сладости видел только по большим праздникам. Сегодня ему уже 107 лет... В борьбе с избыточным весом школьников можно практиковать самые разные формы и методы работы. Например, почему бы не организовать во время каникул специальный лагерь отдыха для школьников с избыточным весом, где детей, вырванных из привычной атмосферы семейного обжорства, под контролем врача–диетолога учили бы правильно питаться? А разве не может сказать свое веское слово социальная реклама, например, надписи на бигбордах «Кушай меньше!» или «Твоя цель — 1 кг овощей и фруктов (без картошки)!»?


Парадокс: денег заполнить тележку в магазине у нас хватает, но нет времени толком приготовить что–то. Поэтому в будни мы едим мало, а в выходные поглощаем все подряд. Офисные работники — один из ярких примеров. Законодательством определено минимум полчаса времени для обеда. Тем не менее 80 процентов тружеников офиса довольствуются в лучшем случае быстрорастворимыми супами и полуфабрикатами, не вставая с рабочего места. Отсюда — лишние килограммы, проблемы желудочно–кишечного тракта и даже такая новая беда, как тромбозы нижних конечностей. По большому счету, причина нашей лени — в глубокой пропасти между биологической и социальной природой человека. Биологически он живет по законам эгоизма — накопить и сэкономить энергию: больше есть, больше спать, больше лежать. Социальная же природа требует рационального поведения: физических нагрузок, сбалансированного питания и т.д. Здесь уже нужны осознанные условные рефлексы. Вот почему выполнять все рекомендации по здоровому образу жизни многим не только неприятно — тягостно. Но это, конечно, никакое не оправдание, а жалкая отговорка.


Советская Белоруссия №8 (24391). Четверг, 16 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter