Что может сельсовет. Многие убеждены: практически ничего.

Но опыт опровергает это утверждение.Как и где взять деньги на благоустройство территории, ремонт домов, содержание школ и детских садиков, другие нужды, не обращаясь за помощью к государству? Председатели районных Советов депутатов Минской области изучали опыт сельсовета, где “жизнь хороша и жить хорошо”.

Но опыт опровергает это утверждение.Как и где взять деньги на благоустройство территории, ремонт домов, содержание школ и детских садиков, другие нужды, не обращаясь за помощью к государству? Председатели районных Советов депутатов Минской области изучали опыт сельсовета, где “жизнь хороша и жить хорошо”.

Сельский Совет — самая малая единица государственного управления. В одной только Минской области их двадцать. Двенадцать уже работают по принципу самоокупаемости. Один из наиболее успешных примеров — Петришковский Минского района. Здесь и прошел первый областной семинар-учеба для председателей районных советов депутатов. Сельсовет не образцово-показательный, а самый типичный. Нет большого количества промышленных предприятий, чуть больше трех тысяч населения, двадцать населенных пунктов, из которых самый большой — агрогородок Петришки. Впрочем, это в холодное время года. Здесь рекордное для Минской области количество садовых товариществ — 78. Восемь тысяч домиков, или плюс двадцать тысяч населения в летний период. К стыду минчан, дачники — это настоящее бедствие для деревни. Что там покупка парного молока у одинокой бабули или перевыполнение плана по отпуску продуктов для сельского магазина! Это не компенсирует хлопоты. Например, многие кооперативы принципиально не заключают договоры на вывоз мусора.
— Решают так — все отходы вывозим сами. А это значит, завернул в ближайший лес или вовсе на обочину вывернул и поехал себе в город, — делится председатель Петришковского сельсовета депутатов Александр Мякинник. — В результате мы вынуждены своими силами ликвидировать свалки. На все это идут заработанные нами деньги, которые вполне можно было бы потратить на нужды жителей сельсовета.

Роль личности в истории села

Александр Мякинник — бывший оперуполномоченный уголовного розыска по Петришковскому сельскому Совету. С 1997 года дважды переизбирался депутатом. Много ли вы видели чиновников, которые поголовно знают, сколько у них в районе коров, гусей и прочей живности на личных подворьях и чуть ли не пофамильно помнят нерадивых родителей? Калькуляция расходов на амбулаторию, под которую переоборудовали старый магазин, у него в памяти до последней копейки. В Петришках есть только одно здание, до которого у Мякинника никак руки не дойдут, — сельский Совет. Ведь внимания требуют и детский садик, который недавно забрали в свою подчиненность у железной дороги, и школа. “Расписание уроков” для ЖКХ и других организаций составлено на несколько лет вперед и вывешено на видном месте. Сразу ясно, где, кем и в какие сроки будут асфальтироваться дорога, благоустраиваться территория или проводиться ремонтные работы. Полная прозрачность отношений и со всеми организациями. Причем проблемы решают коллегиально, на общих собраниях. В детском саду смене ведомственной подчиненности рады. Вместо отслуживших срок оконных рам поставлены стеклопакеты, весной поставят новый забор. Не потому ли и с демографией в Петришках порядок.
В прошлом году зарегистрировано 25 браков, и уже родилось 25 малышей.
По статистике меньше всего жалоб в вышестоящие инстанции приходит именно отсюда. А это говорит о том, что 11 депутатов местных советов и 12 старост работают “за совесть”. Раз в два месяца сельисполком проводит выездные приемные в каждом населенном пункте. Грамотно распределена и ответственность служб. Но за порядком петришковцы следят сами. В период снегопадов трактора, принадлежащие сельисполкому, начинали работу в два часа ночи. И уже к пяти утра улицы не только в Петришках, но и во всех прилегающих деревнях были расчищены.

За себя и за того парня

Если раньше все сельские советы полностью дотировались из госбюджета, сейчас ситуация иная. Ежегодный вклад только одного Петришковского в районный бюджет — 153 миллиона рублей. Эти деньги идут на поддержку “коллег”.
— Бюджет сельисполкома на этот год составляет 341 миллион рублей, — говорит председатель. — В прошлом году мы заработали только за счет продажи земельных участков 502 миллиона. Эти средства пошли на самые разные нужды. Переходящий фонд на 1 января нынешнего года составил 225 миллионов. Сейчас у нас уже подготовлены к аукциону пять участков.

Кому сейчас легко

Конечно, те, кто знаком с проблемой, могут сказать, что вблизи крупных городов продать участок и заработать деньги совсем не сложно. А что делать сельсовету, предположим, на Клетчине, где на десять деревень столько же жителей, а земельные участки даром никому не нужны? Природа, конечно, дивная, но дачи — это забава столичных жителей. От Минска далеко, а в глубинке личным огородом вряд ли кого удивишь. По мнению председателя Минского областного Совета депутатов Светланы Герасимович, именно в такой ситуации и проверяется утверждение “кто не хочет, ищет причины, кто хочет — возможности”.
— Проблемы есть, с этим никто не спорит, — говорит Светлана Михайловна. — Но справедливости ради стоит отметить, что люди живут везде. И жить будут. А значит, нужно налаживать быт, учиться зарабатывать деньги. Пока что “самоокупаемые” сельсоветы фактически материально поддерживают соседей. Но так долго продолжаться не может. Нет возможности продать земельные участки и пустующие строения, значит, нужно искать другие пути. Привлекать инвесторов, заняться туристическим бизнесом, развивать придорожный сервис. Сетования по поводу невозможности что-то сделать приходится слышать не раз. Но нужно понять, что так или иначе учиться жить за свой счет придется каждому. И воплощать в жизнь эти самые пресловутые три “и” — привлекать инвестиции, внедрять инновации и проявлять инициативу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter