Гродненские кукольники из года в год выигрывают престижные зарубежные и национальные награды

Что могут куклы

Гродненские кукольники из года в год выигрывают престижные зарубежные и национальные награды. В зале на спектаклях как детских, так и взрослых не бывает свободных мест, а билеты раскупаются еще за несколько дней до представлений. При этом театр научился сам зарабатывать деньги, покрывая половину всех своих расходов. В чем формула творческого и коммерческого успеха?

Старинное здание театра украша- ет Гродно.
Старинное здание театра украшает Гродно.

Директор Гродненского театра кукол Мария Шабашова убеждена, что только таким путем сегодня должны двигаться творческие коллективы, которые показывают зрелища:

— Наш театральный кошелек, конечно, пополняется из областного бюджета, эти средства идут на заработную плату и коммунальные услуги. Большое подспорье, но не более того. Судите сами: ведущий мастер сцены с 30-летним стажем имеет оклад со всеми надбавками всего лишь 2 миллиона 300 тысяч рублей. Такие же примерно зарплаты и у актеров. Но разве удержишь классных специалистов за такие деньги? Вот мы и стали сами зарабатывать деньги. Только в прошлом году в кассу театра дополнительно поступило почти 2 миллиарда рублей, что на более чем 500 миллионов больше, чем в 2013-м. Поэтому и зарплату смогли значительно поднять. В среднем по коллективу она составляет 4 миллиона рублей в месяц.

Такова театральная бухгалтерия. На чем же гродненские кукольники зарабатывают? Прежде всего на продаже билетов. Цены на квитки, в чем убедился, умеренные: на детские спектакли — 25 тысяч рублей, на взрослые — 60 — 80 тысяч. А спектаклей на обновленной сцене много. Только в прошлом году своими силами сыграно 447 постановок. Не меньшая цифра будет и нынче, хотя по плану требуется только 328 спектаклей.

Мария Шабашова метаморфозы объяснила так:

— Можно было, как вы понимаете, отыграть свою норму и сидеть сложа руки. Но это не наш принцип. Ведущему актеру доведено не более 16 спектаклей в месяц, а у него порой бывает и 20, и 30. Но за переработку — хорошая доплата.

***

Гродненский театр давно и успешно проложил дорогу и в глубинку области. На районных и сельских Директор театра кукол Мария ШАБАШОВАсценах в 2014 году состоялось 84 спектакля. Доход от них мизерный, но тут важно найти нового зрителя. Ради этого сделали креативный ход, заключив соглашение с Гродненским госуниверситетом имени Янки Купалы. Специально для студентов уже в феврале выйдет новая постановка. То, что зал будет заполнен, можно не сомневаться...

Необычное представление подготовила труппа к дню влюбленных. Забавные номера с куклами, концерт, песни, фотосессия, гадания в сказочном оформлении зала, дышащего необыкновенной стариной, — еще один из способов, чтобы неплохо заработать на входных билетах. И не только. Недавно открылась собственная студия звукозаписи. Теперь не надо отдавать деньги на сторону, чтобы записать музыку. Вдобавок — оказание услуг для всех желающих. Три месяца назад в здании театра справило новоселье и новое кафе. Оно рассчитано только для посетителей театра. Здесь за чашкой кофе можно в уютной и тихой обстановке хорошо провести время. Не чураются кукольники и громких мероприятий, охотно открывают двери перед свадебными парами, готовы предоставить им любой театральный интерьер для съемок. Не бесплатно, разумеется. В минувшем году так заработано 20 миллионов рублей.

Много это или мало? На мой вопрос Мария Шабашова привела веские аргументы:

— Приходится считать каждую копейку. Здание увеличилось, его надо содержать в идеальном виде. А это непросто. Не поверите, но каждый месяц тратим почти по миллиону рублей только на замену электрических лампочек. Люстры у нас хрустальные, энергосберегающие элементы туда, к сожалению, не подходят. Куда проще в такой финансовой ситуации поднять цены на билеты. Но этого не делаем, чтобы не отпугнуть зрителя, которым очень дорожим.

Конечно, не все на сцене измеряется деньгами. Важно, что в хорошей и честной погоне за рублем гродненские кукольники очень дорожат своим репертуаром. Сегодня в багаже 56 спектаклей. Ежегодно «крутятся» 20 — 25, остальные до поры до времени, образно говоря, лежат на полке. Потом постановки меняются местами, чтобы не приелись зрителю. Не играть же десятилетиями одного «Кота в сапогах», хотя есть и исключение: «Сказка про Емелю» успешно идет уже 15 лет.

***

Еще одна важная особенность гродненского театра — умелое сочетание спектаклей для детей и взрослых. Это оценили не только белорусские зрители, но и зарубежные. А «Пиковая дама» в постановке главного режиссера Олега Жюгжды, виртуозно соединившего творчество Пушкина и Чайковского, сорвала десятки самых главных театральных премий.

Олег Жюгжда в таком необычном совмещении двух направлений не видит ничего необычного:

— Театр кукол не может быть исключительно детским. Вот вам пример: актеру уже за 40 лет. Не играть же ему вечно на сцене кукольного зайчика. Хочется и в роли Гамлета побыть... А вообще-то у нас на камерной сцене, где Малый зал рассчитан на 70 мест для взрослых, всегда аншлаг.

В прошлом году зарубежный график гастролей у театра был как никогда насыщенным: 12 выступлений в России, Польше, Литве. Теперь поступили новые приглашения, в том числе и на Сахалин. А в Санкт-Петербурге, куда гродненцы поедут в пятый раз, ждет фестиваль драматических театров. Белорусов хозяева зовут за свои деньги да еще готовы выплатить театру гонорар. Это тоже хорошая статья доходов...

iosif_popko@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter