Почему цены на бензин в Беларуси привязали к доллару

Что к чему привязывать

Почему цены на бензин в Беларуси привязали к доллару и какие это будет иметь последствия
Повышение стоимости топлива никогда не останется не замеченным автолюбителями. Накануне дней Ч на заправках всегда выстраиваются длинные очереди, а водители, собравшись небольшими группками, сплетничают и жалуются на жизнь. Отныне таких потрясений не будет: концерн «Белнефтехим» ввел новый механизм изменения розничных цен на автомобильное топливо. Цена литра бензина АИ-92-К5-Евро будет накрепко привязана к доллару. Сколько он будет поутру стоить в обменниках, столько же отобразится и на табло автозаправочных станций.


В концерне посчитали, что подобная мера не только приблизит топливное ценообразование к мировой практике, но и «позволит обеспечивать минимальную эффективность работы нефтеперерабатывающих заводов и возможность для их дальнейшей модернизации». Сегодня среднемировая цена литра бензина, кстати, составляет $ 1,3. Как правило, в богатых и развитых странах топливо стоит существенно больше, чем в развивающихся. Особняком стоят государства, которые производят и экспортируют нефть. Там стоимость топлива составляет сущие копейки. На зависть всем остальным.


Хотя на международных рынках черное золото продается по ценам одинаковым, налоги и субсидии в каждом отдельном государстве разные. Отсюда такое ценовое разнообразие. Кстати, в России, несмотря на ежегодное увеличение объемов выпуска бензина и снижение стоимости нефти, цена литра также вскоре может приблизиться к одному доллару. Потому назвать белорусский сценарий экстраординарным нельзя.


Декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев считает привязку стоимости топлива к курсу валюты справедливой: «За российскую нефть мы по-прежнему рассчитываемся долларами — компании соседнего рынка пока не хотят переходить на оплату в национальной валюте. Соответственно, вполне логично, что стоимость нефтепродуктов будет привязана к доллару США. Но вот насколько новая цена на бензин повлияет в целом на индекс инфляции, будет зависеть от того, как Нацбанк будет поддерживать курс белорусского рубля. Если он будет стабильным, будут стабильными и цены на бензин, и, как следствие, не будут дорожать и другие товары». 


Финансовый аналитик Вадим Иосуб  считает, что привязка стоимости литра топлива к доллару — это «не очень хороший факт». И не только потому, что теперь стоимость бензина будет постоянно расти. «У нас есть своя национальная валюта, а потому я не вижу смысла установления цен на уровне валюты иностранной. Нужно, наоборот, укреплять рубль, снижать инфляцию и делать цены стабильными. Думаю, многие импортеры были бы просто счастливы, если бы отменили рубль. Скажем, закупаем мы что-то в Европе за евро, давайте все привяжем к нему, если везем из Китая — давайте ориентироваться на юани. Это в корне неверная позиция. Мне кажется, за интересами конкретной отрасли и компании нужно всегда видеть интересы всей страны, которые заключаются в укреплении национальной валюты», — выразил уверенность эксперт. 


Нововведение без последствий все же не обойдется. Помимо того, что удорожание бензина дает одномоментный скачок инфляции, новый механизм ценообразования скажется на многих сферах. Например, на перевозках. «Привязка цены топлива к доллару очень ударит по водителям такси: существенно может снизиться качество услуг. Судите сами: тарифы на проезд не менялись с 2012 года и официально держатся на уровне 4400 рублей за километр. А сколько раз за два года росла стоимость топлива? — задает вопрос председатель правления ассоциации «Столичное такси» Игорь Верховец. — К сожалению, наблюдается печальная тенденция: многие профессионалы, работавшие на рынке не один год, уходят. На их место приходят дилетанты. Они не только не знают города, но и завышают тарифы… Думаю, ситуация сейчас усугубится: еще больше водителей начнут работать «от борта».

Полина КОНОГА 


konoga@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter