Что доверено бумаге, то быстро забывается

Кто и как зарабатывает на макулатуре?

Кто и как зарабатывает на макулатуре?


Если для большинства из нас макулатура — ненужный хлам, то для директора шкловского ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» Сергея Шумского — ценное сырье, из которого предприятие получает свою продукцию. Чем больше будет на складе рваного картона, мятых коробок и других бумажных отходов, тем стабильнее производственный процесс. Казалось бы, ну и в чем проблема? Бумаги в стране полно — собирай и вези на фабрику! Но не все так просто...


Для полной загрузки предприятию необходимо 42 тысячи тонн макулатуры в год. То, что продают ей государственные заготовительные организации — Могилевский облпотребсоюз и РУП «Могилевоблресурсы», — на фоне этих потребностей выглядит каплей в море. Так, потребкооперацией области за три квартала этого года собрано 4.700 тонн бумажных отходов, «Могилевоблресурсами» — всего 1.000. Остальное сырье поставили «Спартаку» частные фирмы — как свои, так и российские. Спросите: какая разница, кто поставляет сырье?


Оказывается, разница есть, и весьма существенная. Пользуясь положением, частные заготовители диктуют фабрике цены, по которым готовы ее продавать. Руководству предприятия ничего не остается, кроме как соглашаться, иначе остановится производство. Между тем с июня цены на макулатуру, по словам Сергея Шумского, выросли на 50 процентов...


Можно только предполагать, какую прибыль получают заготовители... У населения и организаций макулатура покупается по цене 80 — 90 рублей за килограмм. Тонна соответственно обходится 80 — 90 тысяч рублей. «Спартак» же за тонну бумажных отходов платит в зависимости от качества 200 — 450 тысяч. Разница идет в доходы поставщиков. Я не говорю уже о случаях скупки вторсырья вообще за копейки — у бомжей или у желающих побыстрее избавиться от бумажных залежей. К примеру, в Хотимске недавно частные заготовители принимали макулатуру по... 20 рублей за килограмм.


Кстати, порой с ней происходят весьма любопытные коллизии. Собранная в Могилевской области макулатура сначала отправляется в Минск. А потом — то ли физически, то ли виртуально — вывозится в Россию. На территории Беларуси появляется уже с российским «свидетельством о рождении» и продается нашим предприятиям по более высокой цене как ввезенная из соседней страны.


Не секрет, что сегодня большая часть макулатуры проходит мимо государственных заготовителей: к примеру, облпотребсоюзу в этом году предприятия и организации сдали всего 800 тонн отходов бумаги. Хотя у кооператоров — разветвленная сеть пунктов приема (в том числе каждый сельмаг), о которой частник может только мечтать. В то же время одна могилевская фирма за год собирает 8.000 тонн макулатуры. Чистая прибыль с учетом транспортных и других расходов составляет под 2 миллиарда (!) рублей. Будь облпотребсоюз и «Могилевоблресурсы» поразворотливее, эти деньги могли бы остаться у государства.


Но предприятиям и организациям все равно, как распорядиться лишней бумагой. В отличие от металла макулатура не относится к категории стратегических товаров. Если директор, к примеру, машиностроительного завода «толкнет» налево тонну–другую ржавых обрезков стали, то ответит уже на следующий день. Макулатуру же можно выбросить на свалку, сжечь, отдать знакомому, собирающему вторсырье... Криминала здесь нет: отходы — не материальная ценность, на балансе не числятся. Кроме того, ее можно и продать. Если «Спартаку» — то через какое–то время на расчетный счет предприятия поступит энная сумма. С другой стороны, можно предложить «товар» частному заготовителю и сразу же положить в карман деньги — на мелкие расходы. Этот механизм, кстати, отработан во многих магазинах. Картонные коробки, упаковочную бумагу регулярно собирает грузчик или уборщица, сдает частнику. Вырученная сумма кладется в «черную кассу», из которой затем покрываются недостачи или оплачивается испорченный по вине продавца товар.


— Еще недавно в проблемы сбора макулатуры никто не вникал, — не скрывает первый заместитель председателя Могилевского облисполкома Владимир Кравцов. — Но сегодня ситуацию тщательно изучают специалисты. Ведь неконтролируемый бизнес со сверхдоходами создает потенциальную угрозу экономической безопасности отдельных предприятий, работающих с бумажным сырьем. Необходимо менять отношения в цепочке сдатчиков вторсырья, заготовителей и потребителей.


В былые времена, помнится, существовал централизованный сбор макулатуры. Тогда все предприятия и организации были обязаны сдавать ее строго определенному партнеру. Может, настало время вернуться к такой практике?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter