Источник: Союзное вече
Союзное вече

Александр Терещенко – самый знаменитый теледоктор в Беларуси, много лет ведет радио- и телепередачи о медицине

Что доктор прописал?

Александр Терещенко – самый знаменитый теледоктор в Беларуси, много лет ведет радио- и телепередачи о медицине. Он убежден: важно сделать так, чтобы здоровый образ жизни был в моде, а болеть – невыгодно. Считает, что у белорусов по отношению к СМИ есть и пиетет, и доверие. Именно поэтому программы о здоровье, правильном питании могут переломить тренд наплевательского отношения к себе.

– Александр Сергеевич, почему мы с трудом приучаемся к элементарному уважению к своему здоровью?

– Преодолеваем давнюю советскую традицию, когда о здоровье народа заботились партия и государство, но не сам народ. «Забота» отчасти была формальной, но это работало: мы делали флюорографию, прививки, побеждали туберкулез. Кто-то не сделал прививку? Включался трудовой коллектив, профком, партком…

– Сейчас ничего не прикажешь, можно только убедить. Как вы это делаете?

– Задача СМИ, и моя в частности, формировать понимание, что такое “хорошо”, и что такое “плохо”. Популяризировать здоровый образ жизни.

К примеру, артериальная гипертензия. В каждом доме должен быть аппарат для измерения давления. Но многие не знают, как правильно измерять давление. Не хватает рекламы, как правильно жить, какими приборами окружить себя. Мы пытаемся ликвидировать этот пробел, объединив интернет и ТВ. Создали сайт doc.by, где даем ответы на эти и другие вопросы.

– Насколько легко прошла смена специализации от практикующего доктора к  телеведущему?

– «Пишущим» доктором я был уже с третьего курса мединститута, вел рубрику в газете «Советский медик». Я и сегодня занимаюсь врачеванием, но в других масштабах. Когда ты доктор, то твои пациенты – это 10–20 человек в месяц. Сегодня моя аудитория – десятки тысяч человек.

– А телеконкурентов вы смотрите?

– Медицинских программ должно быть больше. Я считаю, что Малышева сегодня делает большое благое дело. Ее смотрят, ей доверяют. Она уже не просто врач, она шоумен. Но, видимо, некоторые вещи через шоу доходят лучше. Главное, есть результат и за это таких людей нужно уважать.

Но у меня нет конкурентов. Ведь мы  не только рассказываем о здоровье, но и про тех, кто нам его дарит. Первая программа снималась в операционной. Отследили историю болезни от попадания пациента в клинику до выписки. Мы сняли первую пересадку сердца в Беларуси. Никто до сих пор этого не делает. Наш «золотой архив» – первые операции на сердце тогда малоизвестного кардиохирурга, а сегодня – лауреата Госпремии Юрия Островского.  

Сейчас все снимают кулинарные программы. Мы тоже, но наша – не просто о еде. Рассказываем о влиянии пищи на здоровье по Гиппократу, который говорил: пусть еда твоя станет лекарством твоим. Питание определяет наше здоровье больше чем наполовину. А мы до сих пор застряли в малополезных рационах: картошка, жирное мясо, впереди всех фруктов – банан. Нет пока культуры питания. Считаю, если у нас как нации есть потребность развиваться и не болеть, то программы о здоровье должны идти в прайм-тайм.

– Вы знаете, как зрители реагируют на ваши передачи?

– Конечно, есть социология. В студию звонят во время передачи. Но головная боль начинается после передачи.  Многие меня ищут, чтобы я разрешил все их проблемы. После кулинарной передачи звонят даже близкие и знакомые и спрашивают рецепт. Решил писать книгу о здоровой пище. По большому счету, мне нравится, что своей работой я могу показать: каждый доктор, прежде всего, человек. И что у нас есть такие специалисты, как Олег Руммо, Юрий Островский, Александр Мрочек, которые спасли тысячи жизней. Они настоящие герои и гордость Беларуси.

– Где сегодня люди ищут информацию о здоровье?

– Самый доступный источник – телевидение. Но его активно теснит интернет. Там больше информации и есть интерактив, когда можно задать свой вопрос специалисту и получить ответ.  

ТВ – это удел возрастной аудитории и домохозяек. Медицинские программы идут как раз в то время, когда молодежь на учебе и работе. Это большая проблема: как достучаться  до молодежи? Если бы мы нашли способ донести информацию до нее, мы избежали бы огромного количества проблем. Социальная безответственность приводит к тому, что мы имеем позднюю обращаемость пациентов по любым вопросам. Острый аппендицит, инфаркт миокарда, онкологические проблемы или острый холецистит: всё на стадии – “в последний вагон”.

А это уже не личное дело каждого: такие болезни ведут к инвалидности и большим затратам госбюджета. Американцы подсчитали: если бы все вдруг перестали курить, это сэкономило бы десятки миллиардов долларов. В Австралии, если ты не прививаешь ребенка, то лишаешься социального пособия. А у нас много лет идут дискуссии, причем среди людей малообразованных.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter