Что добавляет "горечи" в белорусские сладости?

Разобраться в причинах горького осадка на дне «сладкой отрасли» попытался корреспондент «НГ».

В «кондитерке» белорусское выдается за импортное, а наши магазинные полки скупают зарубежные производители сладостей.

Разобраться в причинах горького осадка на дне «сладкой отрасли» попытался корреспондент «НГ».

Индикатор благополучия

С одной стороны, сегодняшнее обилие сладкого товара не может не радовать. И не только детей. По сути дела, «кондитерка» является одним из индикаторов благополучия, показателем экономических успехов страны в целом. Вспомните, как поразил социально благополучного гимназиста петушок-леденец в руках мальчика-босяка в повести Катаева «Белеет парус одинокий».

А кого нынче удивишь «навороченным» шоколадным батончиком? С другой стороны, кондитерская отрасль вобрала в себя все проблемы и перегибы глобальных экономических неурядиц, затронувших как нашу страну, так и соседей.

Однако ситуация в Беларуси и за ее пределами в корне разнится. По оценкам экспертов, последние лет пять соседствующий с нами российский кондитерский рынок является вторым в мире по емкости после американского. Казалось бы, Беларуси только радоваться да наполнять его, добывая стране столь драгоценную ныне валюту. Увы, все не так просто. После кризиса 1998 года ведущие иностранные производители с целью снижения себестоимости продукции организовали в России собственные производства. Несмотря на это импортные поступления не уменьшаются. И основными конкурентами российских производителей стали кондитеры Украины, Польши и Германии — на долю этих трех стран приходится более 60 процентов всего потока поступающих в РФ кондитерских изделий. А где же, спрашивается, Беларусь?

В “розовой вате” импорта

Наша страна, как оказывается, сама продолжает пагубную практику некритического импорта. Несмотря на наличие крупных и хорошо оснащенных кондитерских предприятий, в Беларуси импорт вкусной продукции в два-три раза превышает экспорт.

По словам начальника управления государственной торговой инспекции Комитета госконтроля Беларуси Галины Жданович, одной из причин такого положения является недостаточность принимаемых предприятиями-изготовителями мер по налаживанию выпуска импортозамещающей продукции. “Например, не организован выпуск пользующихся устойчивым покупательским спросом шоколадных батончиков, жевательных конфет, — отмечает она. — А ведь около трети импорта составляют именно эти виды сладкой продукции”.

Не производятся в Беларуси и такие виды кондитерских изделий, как фигурная леденцовая штучная карамель, упакованная в шоубоксы, многослойные конфеты и батончики с комбинированными корпусами и с содержанием нуги, карамели и орехов. Да и жевательный мармелад с использованием натурального сока у отечественных кондитеров отсутствует. В избытке этого добра лишь у импортеров.

Импорт-суррогат

Но самое поразительное, что даже отечественную продукцию, удовлетворяющую вкусы избалованных рынком потребителей, на белорусских прилавках можно нередко увидеть... под зарубежной маркой! Проведенная недавно КГК в одном из минских частных предприятий проверка выявила: деятельность ЧУПа заключалась в приобретении и переупаковке белорусских кондитерских изделий. В результате песочное печенье “Задоринка”, “Купалинка” и “Минутка” превращалось в COOKIES, глазированные заварные пряники “Потешки” становились HONEY CAKES, а “Краковские”, “Варшавские” и “Познаньские” мучные сладости получали имя BISCUITS.

В результате этих и иных уловок (маркировка известными товарными знаками, указание необоснованных лицензий) у покупателя создавалось впечатление, что он приобретает импортный товар. Информация же о реальных изготовителях представлялась предельно мелким шрифтом и с нарушениями законодательства. Но самое главное, потребитель платил за такой псевдоимпорт втридорога: при установлении цен на расфасованные таким образом мучные кондитерские изделия коммерсантами применялась оптовая надбавка к отпускным ценам в размере от 162 до 202 процентов при предельном ее размере 20 процентов.
Еще одно частное предприятие объявило основным видом своей деятельности производство печенья, зефира и вафель. Однако на деле оказалось, что производственный процесс заключается в глазировании и декорировании орехом и кокосовой стружкой уже готовых к употреблению российских и польских вафель и печенья. А также отечественного зефира.

Дайте нижнюю полку!

Сегодня практически в любом магазине Беларуси на кондитерских стеллажах в глаза бросаются прежде всего выкладки импортных товаров. Специалисты кондитерской отрасли в частном порядке жаловались корреспонденту “НГ”: приход в нашу страну крупных иностранных кондитерских империй — удавка на шее белорусской “кондитерки”. И вспоминали при этом, как известный российский концерн активно пытался прибрать к рукам минскую “Коммунарку”: по сути дела, операция по поглощению ее активов уже шла полным ходом, когда ей жестко воспрепятствовал Президент. А ныне новая беда: крупная украинская кондитерская империя фактически оккупировала полки как минских гипермаркетов, так и магазинов потребкооперации в регионах.

“Практика маркетинговых платежей получила у нас широкое распространение, — заявил “НГ” один из служащих отечественной “кондитерки”, попросивший не называть себя. — Поверьте, я знаю, о чем говорю. Завозные сладости получают самые выгодные полки совсем не за спасибо”.

“Отечественные товаропроизводители справедливо жалуются на то, что им предоставляется недостаточно места в торговых объектах для размещения своей продукции, особенно в крупных торговых сетях, — отмечает и Галина Жданович. — Зарубежные производители не жалеют средств для захвата рынков сбыта”. Представительница КГК привела конкретный факт: частной организацией, являющейся дистрибьютором по Беларуси продукции известных кондитерских фирм, в минувшем году получено от зарубежных поставщиков в качестве премии 4,2 млрд рублей, а в январе—апреле года текущего — еще 1,7 млрд. После чего в минувшем и нынешнем годах эта белорусская фирма выплатила торговым сетям “за оказание маркетинговых и информационных услуг” 2,7 и 0,7 млрд рублей соответственно. Что это, если не “плата за полки”?

Где же выход?

Разумеется, белорусские производители не бездействуют.

Уже активно реализуется программа действий концерна “Белгоспищепром” по импортозамещению на нынешний год, которой предусмотрены мероприятия по техперевооружению предприятий кондитерской отрасли. Так, “Ивкон” занялся модернизацией конфетного производства, “Красный Мозырянин” закупил и смонтировал линию по производству зефира ускоренным способом, “Слодыч” до 2012 года намерен приобрести комплексную механизированную линию по производству сахарных сортов печенья, на “Коммунарке” предусмотрен ввод в эксплуатацию двух полнокомплектных линий по производству сбивных и вафельных конфет, а “Красный пищевик” в будущем году намерен приобрести линию по производству мягкой карамели.

Определенные успехи есть уже сегодня. В первом полугодии отечественной “кондитеркой” реализовано 42,9 тысячи тонн продукции — на 2,2 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. В июле ее продажи на внутреннем рынке выросли больше чем на четверть по сравнению с прошлогодними объемами — с 3941,5 до 4977,3 тонны.

...Лет пять назад проживающий в российской столице друг вручил мне в последний день московской командировки большой пакет кондитерских изделий, производимых крупным и широко известным концерном. Содержимое пакета впечатляло: завернутые в золотую фольгу шоколадные яйца, огромная великолепно сработанная металлическая коробка с конфетами, по сей день служащая в нашей семье шкатулкой, с выдумкой подобранный набор печений... Увы, в Минске выяснилось, что блестящая во всех смыслах упаковка скрывала довольно заурядный вкус. Сегодня это видится еще одним козырем в руках отечественной “кондитерки”.

Кстати

Сети — на крючке?
Телефонные звонки в головные офисы нескольких крупнейших в Минске сетей магазинов с целью выяснить соотношения в ассортименте отечественных и импортных кондитерских изделий и узнать о покупательских предпочтениях создали у автора этих строк ощущение, что он как минимум создал собеседнику реальную угрозу безопасности. “Мы не комментируем подобные вещи!” — резко и безапелляционно заявили представители трех наиболее известных в столице торговых сетей. “Господи, а что говорить-то, вы же сами все понимаете”, — вздохнула телефонная трубка в четвертой. Перед тем как завершить разговор гудками отбоя. Впрочем, одна из собеседниц снизошла до совета: “Вы можете сами зайти в наши магазины и увидеть все своими глазами”.

Хоть и растроганный подобным участием, автор этих строк в магазин все же не пошел. Потому что побывал в нем накануне. И совершенно субъективно, на глаз, оценил соотношение отечественной и импортной “кондитерки” на полках как 30 к 70. А также, вовсе не будучи мерчандайзером, отметил, сколь неудобно, порой почти невидимо для покупателей размещена белорусская продукция. Чтобы выбрать отечественные сладости, покупателю необходимо как минимум остановиться у стеллажей и наклониться либо вытянуться во весь рост, импортный же товар можно положить в корзину даже на ходу, двигаясь к кассе. “Вы же сами все понимаете...”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter