Почему затянулся капитальный ремонт в доме № 12 по улице Чернышевского в Минске? Финальный срок истек три месяца назад

Что делать на Чернышевского

Кто-то однажды едко заметил, что капитальный ремонт — это стихийное бедствие, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Солистка Большого театра Беларуси Надежда Кучер далека от коммунальных неурядиц. Но они как снег, точнее, дождем пролились в ее жизнь сквозь потолок. Оперная звезда блестяще исполнила множество сольных партий на самых известных площадках мира, но в своем доме № 12 по улице Чернышевского в Минске ей в кошмарах снится опера Яна Блокса «Де Капель». Капает с потолков у обладательницы уникального лирико-колоратурного сопрано так, что в ход идет любая посуда — от тазиков до кастрюль.


Причина до безобразия проста. В доме с конца августа прошлого года идет капитальный ремонт. Самое неприятное в этой фразе слово «идет». Потому что заявленный коммунальщиками финальный срок истек без малого три месяца назад.
Хотели успеть до 20 ноября, но не уложились. Со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде осадков. Ошеломительные январские перепады температуры от минус 25 до плюс 5 внесли коррективы: в части квартир замерзли водопроводные трубы, в нескольких других с потолков полилась вода.
К примеру, 26 января, когда с неба зарядил неприличный для зимы дождь, кровля дома являла собой удивительное зрелище: новенькая серая металлочерепица простиралась только над четвертым подъездом. Над тремя другими матово блестела пароизоляционная пленка. Оперная дива дается диву: «У меня маленький ребенок, а я должна бегать в сырой квартире с тазиками и подставлять их под струи воды. Это безумие какое-то!»
 

* * *

В мире искусства за подобное давно бы уже забросали исполнителей гнилыми яблоками. У строителей, коих немало снует вокруг дома № 12, на лицах читается вопрос: «Что делать?» В поисках ответа они угрюмо ходят мимо штабелей металлочерепицы, складированной на земле, и, глядя на целлофановую крышу, кроют ее… матом. Страшно представить, какие выражения употребляют жильцы дома. А ведь последний, можно сказать, счастливчик. И его история заслуживает отдельного описания.

Эту металлочерепицу должны были положить на крышу до 20 ноября.

Как много дум наводит дом

Построенный в 1936 году в стиле советского конструктивизма, то есть в строгих линиях, без излишеств и декора, дом можно считать уникальным. В Минске здания в этом архитектурном направлении можно пересчитать по пальцам: Дом Правительства, гидрометеорологическая обсерватория, бывшая библиотека имени Ленина, бывшая фабрика-кухня, геофак БГУ. Все они были построены в период с 1932 по 1936 год. 

В этом же доме поселилась военная элита, представители богемы… Тогда это была окраина Минска, куда почти не заходили случайные люди. Актер Купаловского театра Николай Сченснович в своих воспоминаниях так описывал здесь довоенные годы: «Тут тихо, как в деревне. И город, залитый электричеством, кажется отсюда далеким и тоже тихим». Сегодня эту часть Минска тихой не назовешь даже ночью. Наверняка прохожие удивлялись странной бетонной пристройке у торца дома № 12. Это не погреб-самострой, а самый настоящий дот (долговременная огневая точка). Его пристроили нацисты во время оккупации. Через пару лет после освобождения Беларуси немцы вернутся в этот дом, но уже в качестве пленных, чтобы надстроить два этажа — третий и четвертый. В середине восьмидесятых полувековое строение подверглось капитальному ремонту. Прошло еще почти сорок лет, когда жильцам объявили, что в конце лета 2020-го дом ожидают капитальные перемены. Никто не ожидал, что они будут такими… 

Сухие строительные смеси под дождем.

Кап-кап-капитальный

За три осенних месяца 2020 года коммунальщики и строители обещали многое, от утепления фасада и ремонта балконов до замены трубопроводов водоснабжения, канализации и системы газоснабжения. Проблема с газом вышла на первый план, когда обнаружилось (уже после разработки и принятия проектной документации), что в доме есть две квартиры-студии, в которых жильцы еще в 2001 году на абсолютно законных тогда основаниях произвели перепланировку: убрали внутренние стены и превратили жилье в студии. Позже появились нормативы, запрещающие в таком жилье иметь газовое оборудование. Только электрическое. Хозяева не против, но об этом надо было думать раньше. И не им, а представителям КУП «ЖКХ Первомайского района». Если бы в преддверии капремонта проектировщики, которых коммунальщики наняли, внимательно изучили особенности дома, то нынешней патовой ситуации не возникло бы.
Увы, проект был разработан без учета наличия двух квартир-студий. А электроплиты как вариант — это ведь совсем другая нагрузка на электрические кабельные сети. Можно ли увеличить вводную мощность, определяют «Минские кабельные сети». В общем, дело нескорое и затратное.
Электрические сети прошлого года.
Что делать? Правильно — найти крайних в виде жильцов. Мол, пусть теперь приводят вентканалы в первоначальный вид. Так, во всяком случае, ответил нам главный инженер КУП «ЖКХ Первомайского района». Хозяин одной из квартир-студий удивлен: «Во-первых, перепланировка узаконена, во-вторых, мы не вносили никаких изменений в вентсистему, в-третьих, к нам проектанты даже в квартиру не заходили для обследования. И мы крайние? Будем в суде доказывать свою правоту!» 

* * *

Честно говоря, не позавидуешь коммунальщикам. Но их позиция для меня странная. А где они были в момент проектирования? Или все мысли шли в одном направлении — как освоить деньги, выделенные на капремонт? Вот уж действительно, если у людей разный потенциал, то между ними всегда возникает напряжение.

Под балконом твоим

Вопрос электрической безопасности архиважный, но не единственный. Хозяйка одной из квартир, расположенной на третьем этаже, уверена, что выходить на ее балкон опасно. Что подтверждала фактами. Около семи лет назад на ее балкон упал, как она выразилась, кусок бетона размером с человеческую голову. Спустя сутки с вышерасположенного балкона прилетел еще один кусок, в несколько раз больше. Была создана комиссия, специалисты все внимательно осмотрели. А потом приехали мастера, обрезали торчавшую из основания балкона ржавую арматуру и бетонным раствором замазали разломы и трещины. Хозяйка квартиры, на балкон которой падают массивные куски, писала во всевозможные инстанции, но увы…
А ведь в Первомайском районе столицы балконы уже падали. Вспомним лето 2017 года, улицу Толбухина, дом № 5, где рухнул балкон на третьем этаже.
К слову, за девять лет до этого в доме был капремонт. Скептики подумают: «Люди жаловались, жалуются и будут жаловаться. Если коммунальщики и строители решили, что на Чернышевского с балконами все хорошо, то и нечего воду мутить своими опасениями и подозрениями». И вот здесь можно поспорить. 

Пандемия молчания

Жильцы дома возмущены не только течением ремонта, его качеством, но и поведением коммунальной службы. Последняя на все замечания и жалобы отвечает стойким игнорированием. Телефоны прораба и представителя технадзора, указанные на паспорте объекта, мало что дают. Прораб, как утверждают жильцы и даже строители, сменил номер телефона, а новый знают не все. Представитель же технадзора если и снимает трубку, то проку от этого мало. Примерно то же самое людей ждет и в недрах КУП «ЖКХ Первомайского района». Чтобы развеять сомнения и успокоить людей, автор материала лично пытался пообщаться с руководством. Увы, даже по телефону это сделать не удалось. Главный инженер, его заместитель, прочие специалисты оказались вне зоны доступа: гудки уходят в никуда.
Настойчивые просьбы-требования к секретарю приемной передать контактный телефон журналиста «СБ» хоть кому-нибудь для внятного комментария результата не возымели. «Я передавала!» — не раз убеждала секретарь Ольга.
Обращение в приемную администрации Первомайского района ускорило дело. Секретарь ЖКХ перезвонила сама, уточнила, что именно интересует, и уже через 10 минут отправила на… электронную почту письменный ответ за подписью некоего Гунько (позже оказалось, что он главный инженер ЖКХ Первомайского района). Ну хоть что-то! После изучения бумаги возникли вопросы. Ответы секретарь пересылала в текстовых сообщениях по Viber. Это была странная переписка. Можно предположить, что в момент общения секретарь находилась вместе с главным инженером и тот надиктовывал ответы. Почему коммунальщик не захотел общаться лично, остается только догадываться. Цитирую любопытный фрагмент переписки: 

Усачев: Балконы безопасны? На них можно выходить?

Секретарь ЖКХ: Со слов подрядной организации, балконы находятся в удовлетворительном состоянии, но требуют работ, предусмотренных проектом по капремонту.

Усачев: На них можно выходить? Балконы безопасны?

Секретарь ЖКХ: При обследовании проектной организацией балконов в аварийном состоянии в данном жилом доме не выявлено.

Усачев: Выходить можно на балконы?

На последний вопрос ответа не последовало. Может быть, люди хотят чего-то запредельного? Нет, им просто нужна гарантия безопасности. Уверенность, которую им даст, например, строительная экспертиза, а не визуальный осмотр, после которого в рамках капремонта балконы были подреставрированы бетонным раствором… Ну да ладно, время покажет. 

* * *

Можно не сомневаться, что рано или поздно капремонт в доме № 12 по улице Чернышевского завершится. И наша оперная дива запоет совсем другим голосом. Вся надежда на погоду. Та, которая сегодня мешает проводить ремонт (и главный инженер Гунько сетует на это в ответе в адрес «СБ»), а завтра свежим ветром и ярким солнцем подсушит кровлю, потолки и стены квартир. Глядишь, и где-нибудь к лету жильцы дома забудут о капремонте как о страшном сне, а сам дом преобразится. Но вряд ли изменится отношение коммунальщиков к людям.
Как показало это небольшое авторское расследование, для специалистов из ЖКХ жильцы подобны назойливым мухам: жужжат, кусаются, не дают спокойно работать и осваивать деньги.
И тут впору вспомнить еще одного классика — Достоевского, точнее, его произведение «Бедные люди». Шестой месяц жильцы существуют в условиях капитального бардака, неопределенности и в опасениях за здоровье и даже жизнь. Как сказал бы Федор Михайлович: «Бедные, бедные люди…»

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter