Что делать, если вы купили некачественный мобильник или его плохо отремонтировали. В МАРТ дали советы

Страсти по гаджетам

Знакомая меняла батарею в мобильном телефоне. Дело-то, на первый взгляд, нехитрое, а затянулось на несколько месяцев. В сервисном центре, куда она решила обратиться за помощью, взялись заменить аккумулятор, да спустя пару недель его заряда снова стало хватать всего на полтора часа эксплуатации. Поскольку на батарею в сервисе давали 4 месяца гарантии, и этот срок даже не замаячил на горизонте, – снова отдала мобильник туда. Устройство продержали две недели и - о, чудо! - «заявленных недостатков не выявили». И с улыбкой сообщили: «Если что, обращайтесь снова»… Утром стало очевидно, что проблема с аккумулятором как была, так и осталась. Деньги уплачены – воз и ныне там.

Иллюстративное фото

Как себя вести в ситуациях, если вас не устраивает качество ремонта мобильного телефона или то, как работает приобретенное устройство? Что может предпринять человек по защите своих потребительских прав? Об этом корреспонденту sb.by рассказал заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Максим Прудников.

Кто продал – тому и претензии

Эффективные алгоритмы действий по защите своих прав в первую очередь зависят от того, как давно вы приобрели мобильный телефон.

-Мобильный телефон относится к технически сложным товарам, - рассказывает Максим Прудников. - В отношении него потребитель вправе потребовать у продавца в течение 30 дней после покупки заменить некачественный телефон на качественный или вернуть деньги. По истечении 30 дней после покупки такие требования можно предъявить только в двух случаях: в случае обнаружения в товаре существенного недостатка (а это неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов либо несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки) или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков товара.

Когда потребитель обращается к продавцу с претензией о недостатках телефона, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости - провести проверку качества товара, в том числе с привлечением ремонтной организации. Если между потребителем и продавцом возникает спор, есть ли недостатки и кто явился их причиной, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.

-Важно помнить, что, если экспертиза показала, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара, - уточняет специалист.

К продавцу, у которого вы приобрели мобильный телефон, следует обращаться и тогда, когда существенные недостатки товара обнаружены в течении гарантийного срока, который указан в документах к телефону. Если продавец считает, что заявленные вами недостатки возникли уже после передачи вам из-за нарушения вами правил пользования телефоном, то он должен это доказать.

- Немногие знают, что к продавцу, у которого вы приобрели мобильное устройство, можно обратиться не только в течение гарантийного срока, но и в течение 2 лет со дня покупки, если гарантийный срок меньше двух лет, - акцентирует внимание Максим Прудников. - Правда, в отличие от обращения по гарантии, доказывать, что недостатки возникли по вине продавца, потребитель уже обязан самостоятельно.

Если вы ремонтируете телефон в ремонтной мастерской

С мобильным телефоном, в работе которого появились проблемы после окончания гарантийного срока и срока службы, можно обращаться и в ремонтные мастерские.

- Основное требование к услуге по ремонту мобильных устройств – на устранение недостатков законодательством дается не более чем 14 дней (если вы не дали письменного согласия на 30 дней), - разъясняет Максим Прудников. - А при выявлении скрытых дефектов срок выполнения заказа устанавливается по соглашению сторон.

Если потребитель не удовлетворен услугой по ремонту мобильного телефона, видит, что она выполнена с недостатками, то он вправе потребовать:

♦ безвозмездного устранения недостатков;

♦ соразмерного уменьшения установленной цены за услугу;

♦ возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной оказанной услуги своими силами или третьими лицами;

♦ расторжения договора об оказанной услуге и возврата уплаченной за нее суммы.

Причем потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать возврата уплаченной за оказанную услугу денежной суммы, если в 14-дневный или более длительный срок, предусмотренный соглашением сторон, исполнитель не устранил недостатки. Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать возврата уплаченной за оказанную услугу денежной суммы, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или отступления от условий договора, ухудшившие ее результат.

При предъявлении потребителем требований, связанных с недостатками оказанной услуги, исполнитель услуги должен провести проверку качества результата оказанной услуги.

А если исполнитель все же утверждает, что он все сделал как надо и претензии заказчика беспочвенны? Тогда, говоря юридическим языком, возникает спор, и исполнитель услуги должен провести экспертизу результатов ремонта за собственный счет. Если экспертиза результата оказанной услуги, проведенной за счет исполнителя, установила, что нарушений со стороны исполнителя или причинной связи между действиями исполнителя и обнаруженными недостатками нет, потребитель обязан возместить исполнителю расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку результата выполненной работы.

Где проводится независимая экспертиза?

Проводить независимую экспертизу качества мобильных устройств имеют право аккредитованные органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории, судебно-экспертные организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют права осуществлять такую деятельность, торгово-промышленные палаты, а также общественные объединения потребителей.

Кстати

Не так давно специалисты МАРТа зафиксировали грустный тренд - участились случаи продажи через интернет-магазины мобильных телефонов, бывших в употреблении под видом новых. Человек покупал телефон, думая, что он новый, а через некоторое время выяснялось, что он плохо работает, устройством уже пользовались, или же оно подвергалось ремонту.

Продавцы, конечно, были в курсе, что они обязаны информировать покупателя о том, что товар не новый, но хитрили, размещая такие сведения не непосредственно в карточке товара, а в других разделах сайта, куда, собственно, покупатели редко заглядывали.

И напоследок…

Если вы приобрели некачественный мобильный телефон или вам ненадлежащим образом выполнили ремонт, обращаться за помощью можно не только в местные исполнительные и распорядительные органы и МАРТ, но и в общества защиты прав потребителей, а также в суд.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter