Что делать, если ваш ребенок не хочет ходить в школу?

Рассказывает психолог Первомайского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минска Елена ЛУКАШЕВИЧ

Причина первая: тяжелая адаптация. Ребенок из детского сада перешел в школьный коллектив, новую для него среду, включается в непривычную деятельность. Ведь в школе нужно учиться, а не играть, как в детском садике. Хорошо, если в одном классе оказались друзья из его группы, но чаще бывает по-другому: ребенок приходит в класс и обнаруживает, что никого там не знает.

Что делать? В норме период привыкания длится 1—2 месяца. В каждой школе есть психолог, в обязанности которого входит проводить диагностический срез на адаптацию к школе. Если эмоциональные и адаптационные проблемы в школе продолжаются или меняется поведение ребенка дома — он становится более капризным, инфантильным, плохо спит, мало или, наоборот, много ест, — родителям следует обратить внимание на состояние здоровья их ученика. Возможно, стоит посоветоваться с врачом-неврологом.

Причина вторая: несоответствие ожиданиям своих родителей или боязнь этого несоответствия. Некоторые родители, даже не отдавая себе в этом отчета, пытаются реализовать в ребенке то, что не реализовали сами. Ищут самую лучшую учительницу в городе, записывают в самую лучшую школу и возят ребенка туда каждый день, не жалея сил и времени.

Что делать? Родителям лучше пересмотреть свои ожидания: ребенок — это личность со своими потребностями, желаниями и возможностями, своим собственным потенциалом.

Причина третья: несоответствие собственным представлениям. В садике взрослые красиво рассказывали, как будет интересно и весело в школе. А оказалось, нужно сидеть весь урок, слушать учителя и выполнять его задания.

Что делать? Важно быть честными по отношению к детям, хотя это и не всегда просто. Не приукрашивать школьную действительность, а рассказать, с чем ребенок на самом деле столкнется в школе. Школа — это такая же работа, как у мамы с папой. Уроки не прогуляешь, как садик, — захотел и не пошел, на математике не поиграешь и не покапризничаешь, — нужно делать то, что сказала учительница. Родители могут привести какие-то примеры из собственной жизни — да, были трудности, но бывали и победы, и радости. Ведь в школе есть и поддержка друзей, и переменки.

Причина четвертая: перегрузки. Иногда родители с первого же дня подключают репетиторов, отдают ребенка в музыкальную школу и записывают во все возможные кружки и секции. Детям и так непросто, поэтому дополнительные обязанности могут привести к срывам.

Что делать? Может, не стоит сразу идти к репетитору, музыкальную школу можно отложить до второго класса, а кружков достаточно тех, которые есть в “продленке”? Если же ваш ребенок уже несколько лет занимается художественной гимнастикой или плаванием, определитесь, что важнее — спорт или школа.

Причина пятая: объективные проблемы психологического развития. Это нарушение внимания, речи, ослабление мыслительной деятельности или памяти ребенка. То есть те проблемы, на которые в детском саду либо не обращали внимание, либо недостаточно их скорректировали. И ребенок пришел в первый класс с нерешенными проблемами развития. Возможно, это выяснится не в первые дни учебы, а к концу первой четверти или полугодия.

Что делать? Если ребенок с первого же дня не справляется с программой, неусидчив на уроках или не понимает объяснений, родителям нужно срочно обратиться к школьному психологу или дефектологу. Иначе проблема будет расти как снежный ком.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter